Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе




Скачать 26.78 Kb.
НазваниеОчередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе
Дата конвертации30.08.2013
Размер26.78 Kb.
ТипУрок
z_start

мастер-класс

«Вы и в залу входите танцуя»

Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе

n031_berdnikova_elena_open_lesson_od-02.jpgФото Оксаны Джадан.Елена Бердникова ведет свой занимательный рассказ.

«Средь шумного бала...» — так называлась тема мастер-класса, который провела президент ЛАПРЯЛ (Латвийской ассоциации учителей русского языка и литературы), преподаватель словесности рижской 54-й средней школы Елена Бердникова.

В роли учеников в зале Дома Москвы была неслучайная публика — не только рижские школьники, обдумывающие житье, но и учителя, заинтересованные в опыте коллеги, и просто городская русская интеллигенция, ностальгирующая по ушедшим временам торжества родного слова.

Сама Елена Дмитриевна такие уроки называет сквозными и очень их любит. По ее мнению, они дают возможность ученикам освежить в памяти уже пройденное и увидеть взаимосвязь событий и явлений. Ведь «бальная тема» проходит красной нитью сквозь множество литературных произведений. Начиная с комедии «Горе от ума» и заканчивая «Мастером и Маргаритой». Кстати, именно с легкой руки дипломата, поэта и композитора Александра Сергеевича Грибоедова сцена бала попала на страницы русской классики. А Михаил Афанасьевич Булгаков, опрокинув прежние традиции и устои, привел читателей на необычный бал — к сатане.

Рассматривая по ходу занятия балы из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы», «Героя нашего времени» и «Отцов и детей», «Мертвых душ» и «Войны и мира», Бердникова не без помощи зала доказала, что бальная сцена в русской литературе — всегда переломная, всегда ключевая, всегда меняющая если не жизнь, то мировоззрение героев.

«Ученики» познакомились с различными танцами, которые наши предки танцевали на балах в XIXXX столетиях: полонезом, кадрилью, котильоном, мазуркой, полькой и вальсом. Узнали о том, откуда, собственно, пришла на русскую землю традиция бала. Прослушали танцевальные фрагменты в исполнении талантливой юной пианистки Александры Бердниковой — дочери Елены Дмитриевны: вальсы Грибоедова и Штрауса, сюиту к драме «Маскарад» Хачатуряна, фрагмент балета Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Мало кто знает сегодня, откуда пришел к нам бал, — интригующее заметила Елена Дмитриевна. — «Бал» слово немецкое, оно означает «мяч». В свое время девушкам, выходившим замуж, дарили мячики балы, набитые пухом. Это значило, что замужняя дама вскоре должна была устроить большую вечеринку с танцами и играми. Эта традиция со временем прижилась и в России, хотя в эпоху Петра I внедрить ее было непросто. Патриархальный русский народ с трудом воспринимал «совместное прыганье» дам и кавалеров, подразумевающее довольно тесный контакт тел. Но балы на Руси привились настолько, что без них была немыслима жизнь высших слоев общества XIX века.

Вспомнила автор урока и о жестком бальном этикете. Оказывается, даме надо было иметь при себе как минимум три необходимых аксессуара — длинные перчатки, веер и сумочку-ридикюль. Те дамы, которые не собирались танцевать на балу, могли позволить себе платья в пол из тяжелых тканей вроде бархата. Те же, кто намеревался вальсировать, облачались в легкие, эфемерные платья, к тому же подшитые до щиколотки — чтобы движения были свободными. Интересно и то, что на российских балах замужние дамы всегда были при головных уборах — если не в шляпках, то с перьями или цветами в волосах. Ведь по православному обычаю голова женщины в публичном месте должна быть прикрыта.

Для мужчины бал — тоже целый кодекс условностей. По этикету кавалер должен был потанцевать в течение вечера со многими — не только со своей спутницей, но и с хозяйкой дома, с дамами близкого окружения и с теми, кто не слишком востребован у мужской половины. Но покинуть благородное собрание он обязан был с той дамой, с которой и прибыл на бал. Всех этих канонов, к слову, не знал гоголевский Чичиков, который на балу оказывал внимание лишь одной даме, чем и восстановил против себя весь свет.

...Урок у Елены Бердниковой получился познавательным, занимательным, легким, воздушным. Очень простым и естественным. Скрывающим от постороннего глаза громадный учительский труд.

Элина ЧУЯНОВА.

Похожие:

Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе iconАрыстанбекова надежда николаевна
В 2011-12 учебном году в рамках городского мероприятия по обобщению опыта мною был разработан и проведен открытый урок в 4 классе...
Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе iconОткрытый урок по литературе в 11 классе
С помощью заочного путешествия формировать в сознании обучающихся целостное представление о личности С. А. Есенина
Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе iconУрок по литературе в 10 «б» классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Открытый интегрированный урок по литературе в 10 «б» классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе icon1. Проблема русского барокко в трудах современных историков литературы Появление в русской литературе стиля барокко вносит в русскую литературу новое начало
Появление в русской литературе стиля барокко вносит в русскую литературу новое начало, чрезвычайно важное для ее последующего развития....
Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе iconРабочая программа по русской литературе для 11 класса моу тат. Янтыковская средняя общеобразовательная школа
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...
Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе iconУрок литературы и мхк
Тип урока: 1-ый урок: урок обобщения и систематизации знаний; 2-ой урок: изучение нового учебного материала на основе интеграции...
Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе icon3. татаро-монгольское иго на руси это период военного управления в объединенной русской империи
Однако мы предлагаем принципиально другой взгляд, другую интерпретацию русской истории. Кроме того, безусловно новым является открытый...
Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе iconТема работы: Изучение образа бала в литературе XIX века. Номинация
...
Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе iconЛитература  „остров мертвых (Набоков и Вагинов) // В. В. Набоков: Pro et Contra. Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова. Антология, Том Санкт-Петербург: Издательство Христианского гуманитарного института, 2001. С. 471-484
...
Очередной открытый урок в Доме Москвы был посвящен традиции бала в русской литературе iconВ доме Москвы прошел заключительный концерт из цикла «Русские поэты и писатели о музыке и музыкантах»
Гостеприимство Дома Москвы, бесплатно предоставившего зал, щедрость Огрского Коммерческого банка, обеспечившего гонорарами артистов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kaz2.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©kaz2.docdat.com 2013
обратиться к администрации
kaz2.docdat.com
Главная страница