Школьная олимпиада по литературе




Скачать 65.98 Kb.
НазваниеШкольная олимпиада по литературе
Дата конвертации02.09.2013
Размер65.98 Kb.
ТипДокументы
Школьная олимпиада по литературе

2010-2011 учебный год

11 класс

Составитель: Сандак Чойганмаа Бапан-ооловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ с. Кочетово

  1. Колокольня

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! - Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.

Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.

Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь.

И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...

Колокол Углича

Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того — битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, — и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане — сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те — с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.

Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника — в часовенке-одиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к возврату. А вот — я и в Угличе, в храме Димитрия-на-крови. И колокол, хоть и двадцати пудовый, а всего-то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают — ударить.

Я — бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины — к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего один удар, но длится полминуты, а додлевается минуту полную, лишь медленно-медленно величественно угасая — и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны металлов.

В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа — то колокол возвещал общий страх за Русь.

Те раскатные колокольные удары — клич великой Беды — и предвестили Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол — где-то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная — лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь.


  1. Вы прочитали произведения А.И.Солженицына, написанные в 90-х годах ХХ века. Назовите жанр, к которому они относятся. Кто из русских писателей ХIХ века также обращался к этому жанру? (3б.)

  2. Сопоставьте систему образов и художественное пространство предложенных произведений А.И.Солженицына (10б.).

  3. Какими средствами выразительности создаются ключевые образы? (8б.)

  4. Как композиция произведений помогает раскрыть авторский замысел (6б.)

  5. Выразите своё отношение к проблеме, которая волнует автора (3б.)




  1. Какие литературно-критические статьи посвящены следующим произведениям? Укажите авторов и написанные ими статьи (по 1 б. за фамилию и по 1 б. за название статьи)

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

А.Н.Островский «Гроза»


  1. Каким произведениям предпосланы эпиграфы? Назовите авторов.


1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй

2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю

3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша…

4) Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

5) Первую песенку зардевшись спеть.

6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! (по 0,5б + 0,5б.)


  1. Три произведения А.П.Чехова называют «маленькой трилогией». Назовите, какие рассказы входят в этот цикл, расположите их в порядке следования в цикле и докажите их идейную общность. (Ответ не более 10 предложений) (3б. + 5б.)




  1. К. Бальмонт

Завет бытия

Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий ветер:
“Будь воздушным, как ветер, как дым!”
Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия.
Мне ответило звучное море:
“Будь всегда полнозвучным, как я!”
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: “Гори!”

1902 г.

  1. Объясните смысл названия стихотворения. (2 б)

  2. Сформулируйте свой завет бытия, используя изобразительно-выразительные средства языка (8б.)




  1. « И пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»…» - так говорится в предисловии к циклу «Праведники» Н.С. Лескова. Напишите рассуждение на тему «Образы праведников в русской литературе ХIХ – ХХ веков». (Ответ на 10-15 предложений) (15б.)

Маx.77 б.

Ответы


  1. 1)Лирический рассказ.

И.С.Тургенев.

2) Общими для двух рассказов являются образы автора, России, русского народа и колокола (колокольни). Образ лирического героя совпадает с образом автора, который, являясь патриотом, выступает здесь в качестве историка. Из настоящего мы переносимся не просто в дореволюционное время, но даже в период Смуты. Перед нами возникают образы русских городов, Калязина и Углича, а также образы Атлантиды и мифических городов: Мологи и Китежа.

3) Эпитеты: «изобильный город», «разорения жестокие», «диковинное наказание», «заклятая клажа». Рассказ «Колокольня» начинается с гиперболы. Сравнение: «даже вовсе не тронули, как заповедную бы». Оценочная лексика: «непробивной боярщине», «глазеют советские пассажиры». Образы колокола и колокольни создаются с помощью олицетворения. В основе рассказов лежит аллегория (колокол – русский народ, колокольня – Россия). В рассказе «Колокольня» используются риторические фигуры.

4) Композиция схожая, четырёхчастная. Оба рассказа начинаются с риторического вопроса-утверждения, а заканчиваются мыслями о современной России и о её будущем.

2. 1.А.С.Грибоедов «Горе от ума» - И.А.Гончаров «Мильон терзаний»

2.Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» - Д.И.Писарев «Борьба за жизнь»

3.И.С.Тургенев «Отцы и дети» - Д.И. Писарев «Базаров»

4. А.Н.Островский «Гроза» - Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» (Д. И. Писарев “Мотивы русской драмы”)

3. 1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)

3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша… (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»)

4) Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор. (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

5) Первую песенку зардевшись спеть. ( Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)

6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! (М.А.Булгаков «Белая гвардия»)

4. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Идейная общность связана с понятием «футляра». Мечту о крыжовнике можно назвать футляром, в который втиснута вся человеческая жизнь. Таким же футляром можно назвать и те рассуждения о «грехе и добродетели в их ходячем смысле», в которые герои рассказа «О любви» старались упрятать своё чувство. Только в гробу вполне «достиг своего идеала» человек в футляре Беликов. В каждом случае это то, что позволило бы герою строить жизнь по шаблону, иметь единый ответ на все возможные жизненные «вопросы». «Действительная жизнь» торжествует, и довольно жестоко, над любым из «футляров», в который её пытаются заключить.

5. Название стихотворения отражает желание автора высказать своё жизненное и творческое кредо. В произведении раскрываются три ключевых символа: играющий ветер — символ стихийности, свободной игры сил, легкости, воздушности, вольности человека; звучное море — символ жизненной полноты, неисчерпаемости красок и звуков; солнце — сквозной бальмонтовский символ горения, самосожжения, интенсивности жизни в каждом миге.

6. Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Левша», «Человек на часах».

И.С. Тургенев «Живые мощи».

А.И. Солженицын «Матренин двор».

В.Г. Распутин «Последний срок».

Похожие:

Школьная олимпиада по литературе iconОб итогах олимпиад по государственному башкирскому языку и родным языкам и литературе
...
Школьная олимпиада по литературе iconШкольная олимпиада по русскому языку
Найдите слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лепесток, узел, листва, шорох, платок, паутина, ремень, шалаш, мешок,...
Школьная олимпиада по литературе iconДекада здоровья (2 раза в год), Школьная олимпиада по физкультуре
А. Н., Мартыненко Н. В., Звягина Е. И., Ульрих Е. К., Геворгян А. В.,Мильчакова Л. Б., Черепанова А. Н., Беленок С. И., кл руководители...
Школьная олимпиада по литературе iconСетевая олимпиада по региональной литературе 7 класс
«…породою удался в мать: он был рослый, плечистый, почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья. В свои отроческие годы...
Школьная олимпиада по литературе iconУфа, ул. Театральная, 5/2 бойоро ?
Республики Башкортостан на 2012 год, в целях выявления одаренных детей и повышения престижа родных языков с 8 по 10 января 2012 года...
Школьная олимпиада по литературе icon2012/2013 оқу жылындағы «Леонард Эйлер атындағы Олимпиада» математикалық конкурсы туралы ереже
Олимпиада – осы Ереженің 1 және 2 тармақшаларына сай келетін, Ресей Федерациясының оқу орындарында оқитын оқушыларына арналған математикалық...
Школьная олимпиада по литературе iconЦентр – село Беловка, помещение сельского Дома культуры, ул. Школьная, 27, телефон: 31-1-94
Центр – село Арзамасцевка, помещение администрации сельского поселения Арзамасцевка, ул. Школьная, 24, телефон: 39 -1- 69
Школьная олимпиада по литературе iconИ. О. Директора мбоу сош №1 г. Макарова
Рабочая программа по литературе (5 класс) составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы...
Школьная олимпиада по литературе iconЮ. Н. Столяров // Школьная библиотека. 2009. №6 125 137
Столяров Ю. Н. Готовность библиотек к экстремальной ситуации / Ю. Н. Столяров // Школьная библиотека. – 2009. №6 – 125 – 137
Школьная олимпиада по литературе iconКазанский государственный университет голосования и коллективный выбор
Этот материал, в основном, представлен только в специальной литературе и монографиях и слабо освещен в учебной литературе. Пособие...
Разместите кнопку на своём сайте:
kaz2.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©kaz2.docdat.com 2013
обратиться к администрации
kaz2.docdat.com
Главная страница