Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику




НазваниеСочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику
страница1/9
Дата конвертации03.09.2013
Размер1.21 Mb.
ТипСочинение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Введение

Глава I. Общие вопросы методики обучения написанию сочинений

1.1 Сочинение как речевое упражнение

1.2 Общие вопросы методики обучения сочинению

1.3 Проверка и редактирование сочинений

1.4 Классификация сочинений

Выводы

Глава II. Анализ учебников и программ

Выводы

Глава III. Классификация сочинений по основанию

3.1 Сочинение по картине

3.2 Сочинение по архитектурному памятнику

3.3 Сочинения на основе театральных впечатлений

3.4 Сочинение - описание предмета, места, состояния, интерьера

3.5 Сочинения на основе жизненного опыта

3.6 Сочинения на основе наблюдений. Сочинения о природе

3.7Сочинения на основе произведений народного декоративного искусства

Выводы

Глава IV. Классификация сочинений по жанру и форме

4.1 Аннотация. Отзыв. Рецензия. Эссе

4.2 Сочинение в жанре киносценария

4.3 Сочинения газетных жанров

Выводы

Глава V. Практическая работа по проведению сочинений

Заключение

Библиография


Введение


Тема нашей квалификационной работы "Особенности работы над сочинением на уроках русского языка в школе".

Мы считаем ее актуальной. Обучение развитию речи - один из важных разделов методики преподавания русского языка. Сочинение - это основное упражнение по развитию речи. Но в настоящее время возникло большое количество проблем, связанных с проведением их в школе. Это, во-первых, организация мотивации на речевую деятельность. Многие учителя игнорируют этот вопрос, в результате дети отрицательно относятся к написанию сочинений. Это приводит к шаблонным работам, неумению выразить свои мысли, отношение к чему-либо и т.д.

Подготовительная работа к упражнениям, развивающим речь, также имеет проблемы. Так, например, коллективная работа над планом к сочинению, с одной стороны, приводит к шаблонности работ, неумению работать самостоятельно, но с другой - облегчает работу учителя, дети учатся правильно раскрывать тему. К этому вопросу относится и пересказ (изложение) сильных учеников перед написанием работ. Многие методисты настоящего времени выступают против этого приема традиционной методики. Темы сочинений также вызывают споры. В настоящее время учителя, работающие по альтернативным программам, используют необычные темы, например, при написании сочинений - миниатюр ("Я - консервная банка", "В пустоте").

Частота проведения сочинений тоже вызывает споры. Традиционная методика предполагает проведение письменных сочинений и изложений намного реже, чем устных, и характер они носят контрольный. Современные методисты считают, что эффективным является проведение 5 - 10 минутных письменных работ практически на каждом уроке русского языка. Проблемы возникают и на уроке анализа детских работ.

В нашей работе делается попытка анализа и решения указанных проблем. Ясно, что традиционная методика требует изменений, поэтому анализ методических источников и опыт современных учителей, а также новые тенденции в развитии методики преподавания русского языка будет способствовать методическому решению возникающих проблем.

Объект исследования - это разработка системы работы по обучению написанию сочинений.

Предмет исследования - это методика работы над сочинением на уроках русского языка в школе.

Цель исследования - это определение места сочинения в системе работы по развитию речи, поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов и видов работ обучения для создания системы развития письменной речи.

В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой исследования вытекают следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научную и научно-методическую литературу по данной теме.

2. Дать анализ учебных программ и пособий.

3. Изучить и проанализировать опыт современных учителей.

4. Выявить проблемы, возникающие в методике проведения сочинений и представить возможные пути их решения.

Мы использовали следующие методы исследования: метод теоретического анализа, метод изучения школьной документации, метод классификации и анализа ошибок, метод наблюдения, статистический метод. Исследования проводились на базе школы 19, 21 в 5 "А" классе, 32 в 6 "А" классе.

Наше исследование опирается на следующие идеи: соблюдение методологических позиций, научный анализ и обоснование каждого выдвигаемого положения, опора на современные достижения сложных наук, опора на педагогический опыт.

Практическая значимость состоит в том, что будут представлены наиболее эффективные средства, методы и виды работ по обучению написанию сочинений. Данные материалы предназначены для студентов педагогических колледжей, вузов и молодых учителей.

Наша работа представляет собой введение, основную часть, практическую часть, заключение и приложение. В приложении представлены конспекты уроков, системы упражнений, критерии оценивания сочинений, классификация ошибок, встречающихся в детских творческих работах, классификация упражнений в школьных учебниках по традиционной программе.


Глава I. Общие вопросы методики обучения написанию сочинений


1.1 Сочинение как речевое упражнение


Среди речевых упражнений особое место два вида: воспроизведение текста и создание собственных высказываний. Оба они относятся к упражнениям комплексного характера, так как при их выполнении происходит становление или совершенствование всех групп речевых умений: от умения ориентироваться в ситуации общения до умения контролировать свою речь.(88, с.285)

Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания учитель может только используя сочинения. Нужны условия, чтобы ученик мог выражать свои мысли самостоятельно. К.Д. Ушинский в книге "Человек как предмет воспитания" писал: "Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность, но если бы не было самостоятельной деятельности, то некому было бы и подражать".(99,с.538)

Такого же мнения придерживался и Л.Н. Толстой: "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений".(56, с.110)

Сочинения в школе занимают особое место - им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в 1 классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем.

Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя.

Сочинение - творческая работа. Оно требует самостоятельности, активности, увлеченности, внесение чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции текста, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии - весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

Готовясь к письменному сочинению, школьники учатся:

- понимать заданную тему или находить свою собственную, определять ее содержание и объем, ее границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа;

- подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения собственную точку зрения на волнующие вопросы;

- накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное - то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, передавать свои знания, чувства;

- располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;

- отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;

- орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;

- обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написаное.(56,с.114)

Тема сочинения - это предмет сочинения, то, о чем говориться в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в тексте. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

И первым по времени и значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период - определение тематики сочинений и изложений.

Тема и заглавие не всегда совпадают. В теории литературы понятие "тема" всегда неразрывно связано с идейным содержанием, замыслом произведения. Идея художественного произведения - это мысль автора, писателя, выраженная в художественных образах, т.е. в картинах жизни, поведении действующих лиц, их переживаниях. В школьных сочинениях отражается внутренний мир детей, иногда даются элементарные оценки жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов, где отражается позиция автора.

План сочинения - это "проект", каркас предстоящей работы. Обдумывая свою речь (монолог), человек всегда мысленно намечает основные вехи. Следовательно, без плана не может быть связной речи и вопрос состоит в том: когда и как, в какой форме этот план составляется.

План обязателен особенно на начальном этапе обучения. Он имеет не только служебное, но и самостоятельное значение. Поэтому можно иногда доводить работу над темой сочинения не до полного текста, а лишь до подробного плана. Текст рассказа в этом случае не составляется. Этот прием поможет школьникам понять, насколько важен план: если составлен хороший план, то полный текст не обязателен.

Давать детям готовый план - это значит лишить школьников самостоятельности и творчества, создавать видимость благополучия и успеха, в то же время воспитывать у школьников неверие в свои силы, стремление опереться на чужую мысль.(57, с.383)

Также очень важен процесс подготовки учащихся к сочинению. Она начинается за один или несколько уроков до написания сочинения.

Таким образом, сочинение как вид школьной работы занимает в педагогической практике особое место. Чем полнее условия работы над сочинением отвечают его творческой сущности, тем успешнее развивается личность школьника, тем самостоятельнее и совершеннее становится его мышление, тем оригинальнее получается сочинение.

1. Для написания хорошего сочинения нужно располагать необходимым материалом по избранной теме. Иначе говоря, нужно обладать исчерпывающими фактическими сведениями о предмете речи и сложившимся представлением о нем. Накопление сведений о предмете речи, его изучение требует времени, и порой довольно значительного. Вот почему в работе по развитию связной речи количество планируемых сочинений нужно ставить в прямую зависимость от естественного развития школьников.

2. Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов речи, реально не существует. Умения конкретны, потому что они тесно связаны с типом речи выполняемого сочинения, его жанром и стилям. Поэтому детей нужно учить конкретным умениям, зависимым от типа речи, жанра и стиля.

Последовательность этапов работы при обучении сочинению зависит от сложности этих этапов. Трудности в обучении прежде всего зависят от типа речи, в каком будет создан текст. Самая простая работа - создание повествования, сложнее - описание, самая сложная - рассуждение.

При создании повествовательного текста ученику, как правило, не нужно решать композиционных задач: они решены самой жизнью, последовательностью тех действий, о которых пойдет речь в сочинении.

3. Сочинение является работой творческой и, следовательно, поисковой. Очень важно поэтому, чтобы она выполнялась с интересом. Подлинный интерес может быть обеспечен хорошим знанием объекта речи: чем лучше пишущий знает то, о чем он пишет, тем оригинальнее и самостоятельнее его понимание темы, а собственное мнение, как известно, выражать интереснее, чем повторять чужое.

4. Приступая к работе над сочинением, создатель текста должен знать, кому он адресует свое высказывание. Ему должен быть известен адресат, а точнее - он избирает его сам. Этим адресатом становится по выбору пишущего самый желанный слушатель. Знание адресата определяет общий тон сочинения и предупреждает многие структурные ошибки.

Описание труднее, потому что оно требует аналитического подхода к объекту речи. Нужно выявить признаки предмета, определить их значимость, сказать о них в наилучшем порядке, а в конце сочинения сделать заключение.

Еще большей аналитической работы требует сочинение-рассуждение. Кроме того, оно требует от автора рассуждения, разносторонних знаний и некоторого жизненного опыта.

Помимо трудностей, определяемых особенностями каждого типа речи, существуют и другие трудности. Они связаны с темой, идеей, жанром и стилем. Учет всех этих трудностей и должен определить последовательность в работе по развитию связной речи.

Трудности темы зависят от степени ее доступности пониманию учащихся, от источника материала, каким может быть жизнь, произведения искусства, накопленный личный опыт. От источника материала зависит доступность сбора материала, длительность подготовки, осмысления собранного материала.

5. Со знанием своего адресата связано также и элементарное представление пишущего о психологии творчества.

Сочинение оформляется в виде монологической речи. Вместе с тем, монологическая речь создается на базе непроизнесенного, но состоявшегося диалога. Ориентируясь на своего адресата, пишущий делает его своим советчиком, критиком, оппонентом и берет на себя его роль. Наиболее доступный для учащихся пример - работа художника-живописца: художник у мольберта - он художник; отошел от полотна, чтобы оценить сделанное - он критик, советчик, оппонент.

6. Ученики должны знать требования, предъявляемые к сочинению. Тогда их работа будет переосмысленной и целеустремленной.

7. В своей работе над сочинением учащиеся должны иметь право на исправление. Приступая к работе, пишущий представляет себе в общих чертах, каким будет его сочинение, - в каком порядке будет изложен материал, как будут реализованы тема и идея, как следует начать сочинение и как его окончить, чтобы оно стало замкнутым, цельным.

Запись текста имеет ряд технических трудностей. Мысль всегда опережает руку и не сразу находит для себя пригодную форму. Кроме того, сам процесс создания текста протекает как бы сразу в разных временных планах: оформляя сложившиеся высказывание, пишущий соотносит его с тем, что написано, и одновременно думает о будущем. Мысль создателя текста постоянно рассредоточена, и многое приходится держать в памяти, и многое требуется переделывать.

8. Ученикам нужно знать меры поощрения за хорошо написанное сочинение. Помимо принятых в школе оценок, мерами поощрения являются разные виды похвалы. Разбор лучших сочинений на уроке анализа выполненных сочинений.(74, с. 5)

Рассмотрим упражнения сочинение и изложение в свете теории речевой деятельности.

Русская психология в объяснении процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание ребенка развивается в результате практической деятельности. Такая трактовка человеческой психики впервые была предложена Л.С.Выгодским и получила блестящее экспериментальное подтверждение в наши дни. Возникнув на основе предметной деятельности как средство общения и отражения действительности в сознании людей, Язык используется как средство общения людей, и в этой коммуникативной функции он сам является ни чем иным, как особым видом интеллектуальной высшей деятельности человека. Понимание языка как деятельности особенно близко задачам обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику icon Сочинение пишите
Если у вас до сих пор туманные представления о том, как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по афоризмам (цитатам)...
Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику icon«о граде божьем» (De Civitate Dei) (410-427) в 22 кн во многом итоговое сочинение
Цель истории (и ее конец) — явление Града Божьего как сообщества праведных, объединенных состоянием «невозможности грешить» (xxii30)....
Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику iconСочинение по картине Ф. П. Решетникова «За мир»
Цель урока развития речи: обучение анализу картины, развитие навыков устной речи, закрепление знаний об эпитетах, сравнениях, синонимах,...
Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику iconСочинение занимает 69 рукописных листов. В нем сначала излагается «всемирная история»
Усергана» неизвестного автора. В нем повествование начинается со «всемирной истории» и заканчивается описанием прошлого башкирского...
Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику iconСочинение в номинации «Юный спасатель»
Беляева Юля, ученица №3 «Б» класса мбоу «сош №2 с уиоп» г. Лысьва, Пермский край
Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику iconСочинение на тему: «Мы дружбой народов сильны»
Автор: ученица 11 класса Мурадинской сош гергебильского района Магомедова Хадижат Магомеднуровна
Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику iconСочинение «Брут» Значение «Брута»
Наблюдается устойчивая тенденция к постоянному возрастанию роли публичной речи в современном обществе. Возникает закономерный вопрос,...
Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику iconСочинение экскурсия
По моему заголовку сочинения видно, что эти слова шагнули из волшебных сказок детства на мою родную Кемеровскую область, где я живу...
Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику iconСочинение «К истокам!»
Шежере – родословная – самое почитаемое слово у казахов. Если в доме не знали имен семи предков, то считалось, что в доме не соблюдают...
Сочинение по картине 2 Сочинение по архитектурному памятнику iconКак получить максимальный балл за сочинение на егэ?
Этот вопрос категоричным отказом: «Отнюдь». Таким образом, по мнению автора статьи, человеку интереснее «коснуться тайны чужой профессии»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kaz2.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©kaz2.docdat.com 2013
обратиться к администрации
kaz2.docdat.com
Главная страница