Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения




НазваниеРешение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения
страница1/4
Дата конвертации03.09.2013
Размер0.59 Mb.
ТипРешение
  1   2   3   4




  1. Понятие и определения творческой деятельности (творчества). Творческая деятельность «головы» и «рук».

Творческая деятельность - различного уровня сложности задач. Существует около 30 методов решения творческих задач.

Основа решения творческих задач - концептуальное моделирование. При решении используются задачные технологии.

Творчество - вид деятельности, который порождает нечто новое, никогда ранее не существующее.

Т.е. оттого, что создается “велосипед” творческая функция не увеличивается, но и не уменьшается.

Творчество всегда индивидуально.

Результат творческой деятельности конкретного человека может быть не зависим от того существовал или не существовал ранее похожий результат.

I часть. Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения:

- проблемы,- формирование задачи,- преобразование в задачу,- выработка алгоритма решения.

II часть. Связана с практической реализацией удовлетворения потребностей.

В зависимости от вида потребности II часть творчества может реализоваться

- в материальной сфере,- в идеальной сфере

В материальной сфере говорят о “творчестве рук”

В идеальной - о “творчестве головы”.


  1. Творческая функция – естественный атрибут живого мозга человека.

Творческая функция - естественный атрибут живого мозга.

Любое живое существо попадает в ситуации, когда необходимо решать новую неизвестную задачу, т.е. принять индивидуальное решение.

Конечно, существуют определенные правила решения похожих задач, типологии.Но каждая ситуация - единична. Следовательно, каждое решение - индивидуально.Творческие функции присущи также и животным. У них лишь уровень задач ниже, чем у человека. Творчество существует даже в природе (сталактиты, сталагмиты).У человека творчество - необходимость.

она:

-целенаправлена

-осмыслена

-помогает выжить



  1. Творчество – как результат комбинирования существующих компонентов.

Творчество - результат комбинирования существующих элементов в новые, ранее неизвестные комбинации, которые приводят к порождению новых предметов творчества (словарь).

Такое определение творчества часто описывается в литературе.

У живых существ роль элементов выполняют члены. Увеличивая количество элементов генетического кода - базис, можно увеличить объём осуществления замыслов.

Именно на базисе основано все остальное комбинирование.


  1. Индивидуальное и коллективное творчество: основные методы, их описание.

  2. Новизна – главный атрибут результата творчества. Уровни (виды) новизны.

Новизна как качественная характеристика результата ТД.

Уровни оценки новизны:

1)Индивидуальная новизна (открытие чего-то нового для себя, для конкретного индивида)

2)Коллективная новизна (для совокупности индивидов это новое, но где-то это уже существует)

3)Региональная новизна (территориально обособленные знания)

4)Всемирная новизна (новое для всей цивилизации)


  1. Потребность и творчество. Концептуальная модель творческой потребности.

Побуждающий мотив в творческой деятельности - потребности человека.

Потребности эволюционируют вместе с развитием мозга человек - от потребности в еде и до бесконечности.

Именно потребность рождает мотивацию.

Творчество как механизм и технология реализации потребности.

Принято выделять несколько групп потребностей человека:

1)Материальные

2)Социальные

3)Духовные


ТЛ – творческая личность

ДП – духовные потребности








механизм борьбы мотивов

  • ЦМ = 0

  • ЦМ > 0

  • ЦМ < 0



Сокращения:

*ММП – мотивационные механизмы реализации потребности.

ЦММ – центральные мозговые механизмы.

ЦМ – целевая мотивация.

ДМ – деятельностная мотивация.

ФД – формирование деятельности.

*МЦМ – механизм целевой мотивации.

;мотивация положительная и отрицательная

Аналогия для деятельностной мотивации.



  1. Творческая потребность и творческая деятельность как фактор реализации потребности.

Базовый фактор для воспроизведения творческой деятельности - потребность.

Потребность может быть направлена на реализацию:

- материальных,

- духовных и

- социальных запросов личности.

Удовлетворение любой потребности может осуществляться двумя способами.

1. Рутинный способ - простое действие - посредственное удовлетворение потребности.

2. Преодоление препятствий - для удовлетворения потребности необходимо преодолеть сложности.


В зависимости от уровня таких сложностей, удовлетворение потребности может реализоваться различными методами, которые относятся уже к разделу творческих.


Т.о. если потребность не может быть удовлетворена посредственно, то все другие методы удовлетворения потребности можно отнести к творческим (решение потребности в еде: либо простое поднятие руки - рутинный способ, либо использование палки - творческий метод).


Т.о. творческий метод - жизненный атрибут высшего существа, т.е. только человеку, способному мыслить, присуще творчество.


Потребность реализуется через деятельность, через ее различные виды и формы.


  1. Ментальное (мысленное) творчество, его механизмы и особенности. Ментальные образы – информационные портреты предмета или объекта творчества.

Ментальная деятельность - формирование образа, портрета, визуального представления цели творческой деятельности.

Для реализации ментальной деятельности необходимо определить что представляют собой

- предмет и

- объект потребности.

От вида потребности и ситуации зависит вид системы. Если известен объект и предмет, но ими надо завладеть - это одна задача, если что-то неизвестно - другая.

Состояние потребности, ее объект и субъект оцениваются на предметном уровне. Для осуществления необходимой оценки используют атрибутивный подход, где в виде атрибутивных моделей представлены

- начальное состояние предмета потребности,

- конечное состояние объекта потребности.

После окончательного уравновешивания целей и действий (что делать и как делать), уточнив и конкретизировав формируем .

Т.о. в процессе мыслительной деятельности формируется новый ментальный информационный портрет деятельности с той степенью дискретизации и уточнения, которая доступна на данном этапе для данного человека.

Т.о. потребность - запускающий фактор мотивации, с помощью которого оценивается состояние предмета потребности и, усиливая мотивационные факторы (в процессе ментальной деятельности), формируется ментальный информационный портрет конкретного информационного образа предмета потребности.

Можно сказать, что такое конечное состояние предмета потребности (информационный портрет) называется модель цели.


  1. Концептуальная модель реализации творческой потребности (ментальный уровень).





диаграммная схема, полен. механизмы реализации потребности на ментальном уровне:



  1. Концептуальная модель реализации творческой потребности (материальный – физический уровень).





  1. Комплексная концептуальная модель реализации творческой потребности на ментальном и физическом уровнях.




При возникновении потребности запускаются ментальные механизмы:

  • память (механизмы запоминания) и

  • мышление (механизмы реализации мысленных образов).


Память + мышление = интеллект


Память используется только в том случае, если известна потребность. В этом случае ментальные механизмы позволяют сопоставить образ потребности с образом, хранящимся в памяти (информационный портрет).


Т.о., если информационный портрет потребности уже существует и хранится в памяти, то возникает задача не формирования образа потребности, а реализации потребности, т.е. осуществляются механизмы реализации потребности.


Следует учитывать, что потребность может быть реализована:

  • на ментальном уровне – духовная потребность (потребность в насыщении знаниями),

  • с помощью деятельности рук – предметная потребность (целенаправленная деятельность).


Т.о. интеллект – умение ставить и реализовывать цели – это его основная функция.


  1. Целевая мотивация в творчестве.

Память используется только в том случае, если известна потребность. В этом случае ментальные механизмы позволяют сопоставить образ потребности с образом, хранящимся в памяти (информационный портрет).


Целевая мотивация – цель деятельности, представление образа результата деятельности, формирование Ментального Информационного Портрета (МИП).

Деятельностная мотивация – пути решения задачи, физическая реализация потребности.



  1. Механизмы формирования ментальной модели, предмета (объекта) творчества (информационный портрет творческой потребности).



Мир очень большой, поэтому взаимодействие личности происходит не со всем миром сразу, а лишь с одним из его фрагментов, который мы назвали ВАФ – выделенный актуализированный фрагмент.

При взаимодействии ВАФ внешнего мира с человеком (личностью), задействованы механизмы и приборы восприятия человека - сенсорные механизмы.

При реализации ВАФ внутреннего мира используются механизмы формирования и использования ЖИР (живого информационного ресурса).

В свою очередь Wint релевантен Wext. Это необходимо для адекватной реакции человека на воздействия внешнего мира.


  1. Творческая деятельность и интеллект: взаимосвязь, взаимообусловленность.

Творческая потребность

  • реализуется на ментальном уровне, всегда конструктивна (созидательна), всегда основана на ЖИР – внутреннем мире человека.

Творческая деятельность на ментальном уровне тем успешнее, чем более высокий уровень интеллекта – когнитивно-ментальной зрелости.

В таком определении интеллекта под когнитивностью следует понимать способность личности к формированию знаний, а под ментальностью – способность к использованию знаний (мышление).


  1. Творчество на основе индуктивного и дедуктивного интеллекта.

Необходимо учитывать, что на генетическом уровне механизмы памяти работают различно. Существует два вида механизмов мышления и памяти:

  • дедуктивный склад ума,

  • индуктивный склад ума.

Т.е. у человека чаще всего развито либо мышление, либо когнитивность (память).

Эти механизмы взаимосвязаны, но у каждого человека чего-то больше, чего-то меньше.

Творческий интеллект связан с мышлением (с учетом хороших знаний).

Т.о. чем лучше мышление и больше знаний, тем выше интеллект.

Но человек, который много знает, не может хорошо мыслить творчески. И обратно, творческий человек не может много знать из-за недостаточно развитой памяти.

Это не означает, что много знающий человек никогда не сможет творчески мыслить. Творчеством может заниматься любой человек, но только в своей области и в определенном объеме, ограниченном кругозором, размерами памяти.

  1. Диаграмма творческой деятельности личности: возникновение, описание, интерпретации.

Диаграмма творческой деятельности личности

A-анализ

S-синтез

R- результат

ТЛ эмпирические знания

ПП-предмет потребности

ЭЗ- экспериментальные знания

ТЗ-технические знания

М - мыслительные процессы

(ментальное моделирование)

Необходимо учесть ТЛ и её эмпирические знания, индивидуальный опыт.

Если технических знаний недостаточно, то имеется возможность рассмотреть эти знания .*В диаграмме необходимо учесть то, что стоит в центре диаграммы.Ментальное(мысленное) моделирование.Человек в своей творческой деятельности создаёт мысленные образы того или иного объекта, и одновременно осуществляет мысленные эксперименты.

Процессы мысленного моделирование реализуются на более высоких уровнях интеллекта: 2 и 3 уровень сознания. Через диаграмму можно раскрыть различные формы творческой деятельности, используя однофазные и многофазные модели задач.


  1. Модель формирования творческой задачи на психофизическом уровне (ментальная технология развития творческой задачи).



Схема включает 3 канала (по вертикале):

- левый – определяет развитие мысленного образа цели деятельности, направляемую на реализацию творческой потребности и запускаемую механизмами целевой мотивации;

- правый – построен аналогично, но отражает формирование мыслительной деятельности, направляется на реализацию цели, и запускается, соответственно, механизмами деятельной мотивации.

Любой из каналов может активизироваться и интенсивно функционировать или, напротив, притормаживать.

- центральный – отражает процессы согласования, координирования, т.е. взаимоувязка процессов развития и реализации целевой и деятельной мотивации.И в правом и в левом канале на заключительном этапе принимается в качестве конечного не любой результат, а некоторый оптимальный и рациональный.


  1. Модель противоречия (диаграммная схема) и её интерпретации.



IV

zнп – начальное состояние

zкп – начальное состояние

∆z – возникающее противоречие между zнп и zкп

G – ось противоречий

zнп - ось возможных начальных состояний потребности

zкп - ось возможных конечных состояний потребности

zп - ось состояний

На данной диаграмме представлено изменение противоречия за счет изменения положения линий “зеркал” объективности.

При изменении угла, линия переходит в область либо завышенных либо заниженных оценок, что влечет изменение противоречия.

Если линии “зеркал” расположены под углом 45º, то оценка состояния потребности называется объективной.

Если линии “зеркал” расположены под углом меньше или больше 45º, то оценка состояния потребности называется субъективной. И следовательно на рисунке ∆z и ∆z – субъективные противоречия.

Приведем некоторую интерпретацию возникновения потребности.

Если возникает потребность, то возникают два состояния:

zн – начальное состояние и zк -конечное состояние.

Их взаимодействие приводит к возникновению ситуации S:

S= zнп x zкп .

Если zнп и zкп не совпадают, то между ними возникает противоречие, и оно приводит к проблемной ситуации.

zн : {Aн, = 1…N}

zк : { Aкi, i= 1…N*}

А –атрибуты состояний. При переходе от zн к zк количество атрибутов А может измениться и они должны быть уточнены за счет своих значений.




  1   2   3   4

Похожие:

Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения icon«Чума»
Данная технология позволяет повторить и обобщить пройденный материал темы с точки зрения инфекционных болезней, одновременно изучить...
Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения iconЛабораторная работа №2 по дисциплине
Программная реализация метода локальных вариаций и решение задачи о брахистохроне при кусочно-линейных ограничениях на допустимые...
Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения iconБранг П. Ландшафт и национальный характер. Историко-политическая точка зрения в стихотворениях славянских поэтов о Швейцарии
Ландшафт и национальный характер. Историко-политическая точка зрения в стихотворениях славянских поэтов о Швейцарии
Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения iconЭссе «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Берне)
Ведь эту нужду человека в человеке определяют его потребности – состояния живого существа, выражающие его зависимость от того, что...
Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения iconТренировка рук в спортивной борьбе имеет первостепенное значение. Это связано с решением важнейшей с точки зрения успешного выполнения приемов задачей
Учитывая такие специфические требования к действиям рук в ходе борцовского поединка, следует отметить, что в ходе тренировок должны...
Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения iconА. Ясауи университетініњ хабаршысы, №2-3, 2010
В данной статье рассматриваются проблемы подготовки спортсменов к соревнованиям с психологической точки зрения
Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения icon«18» января 2013 г. Положение о районной конференции-фестивале творчества обучающихся
Настоящее положение определяет статус, цель и задачи, порядок проведения и финансирования районной конференции-фестиваля творчества...
Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения iconЗадача с технической точки зрения «Погребенный заживо»
В ролях: Райан Рейнолдс («Предложение», «Люди-Икс: Начало. Росомаха», «Козырные тузы»)
Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения iconЭнциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
Весь обширный класс насекомых можно разделить, с точки зрения их отношения к человеку, на вредных, полезных и безразличных
Решение задачи (реализация потребности) может иметь характер творчества с точки зрения определения iconДисциплина: «Основы менеджмента»
С точки зрения теории и практики менеджмента последствия конфликта для организации …
Разместите кнопку на своём сайте:
kaz2.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©kaz2.docdat.com 2013
обратиться к администрации
kaz2.docdat.com
Главная страница