История и культура Мангистау




Скачать 158.7 Kb.
НазваниеИстория и культура Мангистау
Дата конвертации08.09.2013
Размер158.7 Kb.
ТипДокументы

История и культура Мангистау

Раньше на археологической карте республики территория полуострова выглядела белым пятном. Первые же археологические экспедиции выявили много интересного. Многочисленные памятники культуры Мангистау - свидетели прошлого. Среди них средневековая подземная четырехкомнатная мечеть Шакпак-ата, вырубленная в скале.

В районе горного Мангистау были обнаружены средневековая крепость Кзылкала. В приморской полосе северной части полуострова Тюб-Караган найден уникальный комплекс древних сооружений, а в песках Сам - следы культуры эпохи бронзы.

Овеянная легендами, меловая гора Шеркала - "Крепость льва" - хранит следы былых сражений. Не утеряны традиции народного творчества. Сохранились узоры, которыми умельцы украшали бытовую утварь и одежду, ювелирные изделия.

Пожалуй, Мангистау, как никакой другой район республики богат памятниками архитектуры. Мавзолеи, саганатамы и кулыптасы изумляют талантом возводивших их безвестных мастеров, не знавших о чертежах и эскизах, державших в голове весь замысел - от первого камня в фундаменте до последнего завитка в узоре резного орнамента. Каждый некрополь можно назвать музеем народного зодчества.

Каменные надгробные сооружения сохранились до наших дней. Более тридцати памятников народного зодчества находятся под охраной государства.

Некрополь Кошкар-Ата расположен в семнадцати километрах от города Актау на окраине небольшого поселка Акшукур. Купольные мавзолеи на Мангистау вообще очень красивы и своеобразны. Некоторые мавзолеи - настоящие архитектурные шедевры, вызывающие восхищение и в наши дни своей продуманность, законченностью, отточенностью каждой линии, каждого штриха.

Еще богата земля Мангистау святыми местами, к которым со всех концов Казахстана и приграничных государств приходит множество паломников.

Мы расскажем Вам только о некоторых, наиболее известных.

Бекет-Ата


Одно из самых известных памятников - мечеть Бекет-Ата, вырубленная в скале. Бекет-Ата известен в мусульманском мире как предсказатель и пророк, которому открыта книга бытия.

По преданию, Бекет-Ата жил во второй половине XVIII века. Родился он вблизи нынешнего поселка Кульсары Атырауской области, а в 14 лет пришел поклониться праху почитаемого им мудреца Шопан-Ата, получить благословение. На третью ночь Шопан-Ата дал юноше наказ учиться. Отправился юноша в далекую Хиву, где в медресе постигал науки. Достигнув 40-летнего возраста, стал он суфием и начал обучать детей грамоте.

На своем земном пути святой Бекет-Ата прошел немало дорог, пока вновь не прибыл в Мангыстау. Он исцелял людей, к нему приходили немощные и страдающие, которым он даровал здоровье и жизненные силы. При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-Ата наставлял верующих быть справедливыми и творить добро. Мудрец и святой остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битвах с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью, как и его прадед - Есет-батыр.

Бекет-Ата построил 4 мечети: первая в Кульсарах - ее называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья - в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвертая - подземная мечеть, вырубленная в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Возле этой мечети он и похоронен. Некрополь Бекет-Ата является духовным, историческим и архитектурным памятником не только Мангистау, но и всего Казахстана.

Дорога в Бекет-Ата идет через Шопан-Ата. До конца своих дней преклонялся Бекет-Ата перед своим Учителем и был очень рад, если мусульмане приходили к нему, посетив Шопан-Ата. До сих пор для всех верующих посещение Шопан-Ата на пути к Бекет-Ата осталось неписаным правилом.

Султан-эпе


Однажды давным-давно отец призвал к себе сыновей. Все сразу же предстали перед отцом, вот только младший, Султан-эпе, пришел на зов не сразу, а через несколько дней. Рассердился отец на своего любимца. Тогда Султан-эпе поведал, что был он на далеком Каспии, где помогал попавшим в беду рыбакам, и показал спину, на которой были следы от каната. С тех пор он всегда приходит на помощь тем, кто в море терпит бедствие.

На территории некрополя - степная мечеть. Молитвенный камень указывает на восток, защитным кругом уложены камни. В этом кругу путник чувствует себя в безопасности в любое время года. И ночью, и днем он под защитой святого.

Здесь над могилами святых - длинные деревянные шесты, по которым, по преданию, святые поднимаются, чтобы творить свои чудеса. Люди приходят сюда и приносят в дар духам рога архаров или привязывают на шест полоски ткани, некоторые оставляют деньги, которые могут взять дети или нуждающиеся, попросив разрешения у святого. Для этого деньги и оставляют, чтобы их использовали во благо.

Карагие


В восточной части Мангышлакского плато, примерно в 50 км от города Актау, с северо-запада на юго-восток простирается одна из самых глубоких в мире впадин с отметкой -132 м ниже океанического уровня. Карагие - название тюркское, в переводе означает "Черная пасть".

Говорят, давным-давно на этом месте было озеро, и имя ему было - Батыр. Затем образовалась впадина. Ее длина - 40 км, ширина - 10 км. Образование впадины связывают с процессом выщелачивания соленых пород, с просадочными и карстовыми процессами, имевшими место на побережье Каспийского моря. В основе карста лежит размывающая и растворяющая деятельность подземных природных вод. Подземная вода, просачиваясь к низам трещин, имеющимся в известняках, доломитах и гипсах, постепенно растворяла горные породы, расширяла эти трещины, разрабатывала глубокие и узкие пропасти. Стены и ложе таких углублений, расширяясь, создавали огромные воронки и пещеры. По мере расширения пещер их потолки и стены обрушивались под тяжестью вышележащих слоев. Этот процесс непрерывно повторялся и был направлен вглубь земли, где еще залегали соленосные и известковистые породы. В результате образовались огромные пустоты, которые заполнялись измельченной породой; возникали воронки, западины, слепые долины, ниши и гроты, ложбины, полости, ходы, естественные колодцы. Так развивалась впадина Карагие. Процессы эти не прекратились и ныне, о продолжающихся рельефообразующих процессах во впадине свидетельствуют обрывы и уступы, расчлененные широкими и глубокими эрозионными саями - ущельями.

Несколько лет ученые Казахстана проводили исследования. Оказалось, что почти безводная впадина Карагие является природным генератором дождевых облаков. В результате восходящего воздуха в летнюю пору над впадиной формируются многокилометровые дождевые облака. Это показали наземные наблюдения и спутниковые фотоснимки, полученные из космоса.

Томирис


Древние племена, такие как массагеты, аланы, хазары, населявшие побережье моря были известны в истории издревле. Именно сквозь призму культуры и быта этих народов Каспийское море всегда рассматривалось, как арена самых значительных исторических событий. Событий, исполненных славного и подчас драматического содержания, рожденных еще в эпоху легенд, ярко свидетельствующих о древности Каспия. В летописях Геродота, по праву считающегося "отцом истории", описывалось, например, одно из таких важных явлений, связанных с Гирканским, то есть Каспийским морем и, населявшими его побережье, воинственными амазонками.

В древние времена на восточном берегу Гирканского моря жил народ, именовавший себя массагетами. Правила их государством царица Томирис. Однажды персидский царь Кир, собрав огромное войско, пошел войной на этот вольный степной народ. Для защиты государства и престола навстречу Киру вышел массагетский народ во главе с царицей Томирис. Персидская армия, бодрствовавшая всю ночь в ожидании нападения массагетов, ослабила свою бдительность и заснула, и когда золотой утренний туман мягко расстилался по седой поверхности моря, с диким гиканьем ворвались степные всадники во вражеский стан. Неожиданное вихреподобное появление, словно из волн моря, бесчисленных воинов, в один миг деморализовало армию персов. Всадники, выходившие из морской пены и исчезавшие в ней, были восприняты захватчиками как колдовское, магическое наваждение. Сражение закончилось полной победой армии Томирис.

И после этого события долгое время прикаспийские земли считались прародиной таинственных амазонок. Гирканское море, окутанное тайной, как и его легендарные воительницы, осталось в памяти народа захватывающей воображение легендой, затерянной в недоступных песчаных дюнах.

Каспий - характеристики


В IV-II веках до н.э. уровень Каспийского моря был весьма низок, несмотря на то, что, по данным эллинистических авторов, вода Аму-Дарьи протекала в Каспийское море через Узбой. Об этом говорит сотрудник Александра Македонского историк Аристобул (В. В. Бартольд, 1902, стр. 11). То же мнение высказывает мореплаватель Патрокл в III в. до н.э. Мнение Патрокла принимают Плутарх, Эратосфен и Страбон (В. В. Бартольд, 1902, стр. 13). Евдокс сообщает, что при впадении Аму-Дарьи в Каспий имеются водопады. Подобные сведения встречаются и у Полибия. Хотя и в менее категорической форме (В. В. Бартольд, 1902, стр. 15). Иордан без тени сомнения утверждает, что есть "другой Танаис. Который, возникая в Хринских горах, впадает в Каспийское море" (Иордан, 1960, стр. 74). "Хринские горы" - это место, где обитали фрины, северо-западная ветвь тибетцев, живших на восточных склонах Памира (Л. Н. Гумилев, 1959, стр. 56). Тем самым устанавливается, что "Хринские горы" являются Памиром, а река "Другой Танаис" - Аму-Дарьей с Узбоем и Актамом. Эти сообщения заставили А. В. Шнитникова предположить, что в середине первого тысячелетия до н. э. уровень Каспия был высок (А. В. Шнитников, 1957, стр. 264-266). Однако его мнению противоречит следующее: воды Аму-Дарьи могли попасть в Узбой только через Сарыкамышскую впадину. Площадь Сарыкамышской впадины вместе с впадиной Асаке-Аудан настолько велика, что испарение там должно было быть громадным. Это объясняет нам, почему русло Узбоя по своим габаритам было способно пропустить не более 100л3 воды в сек.; явно недостаточно, чтобы поднять уровень Каспия.

На карте Эратосфена, составленной во II в. до н.э., четко показаны контуры Каспия (Дж. О. Томсон, 1953). Северный берег его расположен южнее1 параллели. Такие контуры Каспийского моря соответствуют береговой трассе (ныне находящейся под водой) на абсолютной отметке минус 36 м (имеется в виду отметка тылового шва террасы, выше которого поднимается уступ более высокой террасы). Действительно, Узбой в это время впадал в Каспийское море, так как его продолжение - русло Актам - ныне прослеживается по дну моря на абсолютной отметке минус 32 м. Если бы это русло было более древним, то оно не могло бы так хорошо сохраниться, а было бы занесено зо-ловыми и морскими отложениями. В более позднее время Каспийское море столь низко не опускалось (см. ниже) и условий для эрозии и меандрирования не было.



При относительном многоводье Аму-Дарьи уровень Каспийского моря в IV-!! веках до н.э. стоял на отметке не выше минус 36м. Это значит, что в данную эпоху шло интенсивное увлажнение аридной зоны. Действительно, во II веке до н.э. хунны заводят в Джунгарии земледелие (Л. Н. Гумилев, 1960). В это же время китайские военные реляции говорят об огромных стадах, которые хунны пасли в пределах Монгольского Алтая, а усуни в Семиречье. Царство Кангюй, расположенное в восточной части Казахстана от Тарбагатая до среднего течения Сыр-Дарьи, также представляется в то время богатым скотоводческим государством, способным выставить 200 000 всадников. Река Чу на китайской карте того времени показана вытекающей из Иссык-Куля и впадающей в широкое озеро; ныне же Иссык-Куль не сообщается с рекой Чу, а последняя теряется в песках. Все это говорит о повышенной увлажненности и относительно густой населенности этих районов в то время.

Линзы торфа около русла Актам, перекрытые морскими отложениями, датируются 1 тыс. до н.э. и по характеру растительных остатков указывают на значительное похолодание климата сравнительно с современным (В. Г. Рихтер, С. К. Самсонов, 1961). Пресноводные отложения обнаружены на дне Красноводского залива на отметке минус 35м (В.Г.Рихтер, 1961). Сам факт накопления торфа указывает, что климат Средней Азии был более влажным, чем современный.



В это время из Восточной Европы через греческие порты Ольвию, Херсонес и другие вывозилось огромное количество хлеба, потреблявшегося Римской империей. Следовательно, путь циклонов проходил через центральную часть Восточной Европы, что должно было вызвать увлажнение бассейна Волги и повышение уровня Каспийского моря.

Тут на помощь приходит изучение донных отложений залива Кара-Богаз-Гол, характер которых определяется уровнем Каспия относительно высотной отметки бара, отделяющего залив от моря. По мнению В. Г. Рихтера (1961), очередная трансгрессия падает на конец I в. и сменяется незначительной регрессией около IV в.

Любопытно, что период расцвета совпадает с периодом низкого стояния Каспия на отметке минус 32 м. Когда же в X веке произошло очередное поднятие уровня Каспийского моря, связанное, согласно нашей концепции, с перемещением увлажнения в гумидную зону, то мы снова видим выселение кочевых племен из современной территории Казахстана на юг и на запад. Курлуки в середине X века из Прибалхашья переселяются в Фергану, Кашгар и современный южный Таджикистан (Б. X. Кармышева, 1960). Печенеги покидают берега Аральского моря еще в начале X века и уходят в южное Поднепровье; за ними следуют торки или гузы, распространяющиеся между Волгой и Уралом. Это выселение не очень большого масштаба, но оно показательно своим совпадением с также небольшим изменением уровня Каспия, что подтверждает правильность принятой нами гипотезы. Нет оснований связывать эти передвижения с крупными политическими событиями, потому что в то же самое время на территории восточной Монголии, лежащей за пределами действия атлантических циклонов, история уйгуров имела совсем иной оборот.



Подъем моря в X веке до отметки минус 29 м был не последним. Гораздо более губительным для береговых культур был подъем к началу XIV века, когда по словам итальянского географа Марино Сануто (1320 год), "море каждый год прибывает на одну ладонь и уже многие хорошие города уничтожены" (Л.С.Берг, 1949, стр.220). Неджати сообщает, что уже около 1304г. порт Абескун был затоплен и поглощен морем (Б. Дорн, 1875, стр. 8). Казви-ни в 1339 г. также отмечает подъем уровня Каспийского моря, объясняя это тем, что Аму-Дарья, изменив свое течение, стала впадать в Каспий, в связи с чем "по необходимости вода затопила часть материка для уравнения прихода и расхода" (В. В. Бартольд, 1897, стр. 6). Нет сомнения в том, что в конце XIII века уровень Каспийского моря поднимался; но Л. С. Берг сомневается, чтобы он превысил аналогичные, по его мнению, поднятия уровня в XVIII веке, т.е. до отметки минус 23,0 м (Л. С. Берг, 1949, стр. 221,267).

Однако, по словам арабского географа Бакуи, в 1400 г. Каспийское море затопило часть Баку и вода стояла у мечети, т.е. на отметке минус 20,72 м, что Б. А. Аполлов считает маловероятным (Б.А.Аполлов, 1956, стр. 225-226).

Исследования позволяют считать, что в этот период Каспийское море достигало отметки минус 19 л. Изучение поверхности Прикаспийской низменности показывает, что тюркская кочевническая керамика VII-XII вв. часто обнаруживается в котловинах выдувания по древним тропам у колодцев, но она никогда не была найдена ниже абсолютной отметки минус 19 л. Это объясняется тем, что ниже указанной отметки она перекрыта донными морскими отложениями. Вместе с тем сам Л. С. Берг отмечает, что осадки с каспийскими моллюсками СагсНшп ес1и1е Ь доходят до отметки минус 20,7 м. Этот уровень он датирует более ранним временем, чем трансгрессия XIII века (Л. С. Берг, 1949, стр. 268). Полученные нами данные позволяют приурочить уровень на отметке минус 19л именно к XIII веку. Подобно тому, как раковины СагсНит еёие показывают подъем воды, керамика тюркского времени отмечает береговую линию конца XIII века, ниже которой она не может быть обнаружена на поверхности почвы, так как ее перекрывают либо пойменные, либо морские отложения.



Самым веским доказательством является находка поселения раннехазар-ского времени на расстоянии 15 км от берега, в Иголкинском банке. В выкидах при углублении фарватера, на мелководье нами найдена лепная скатанная волнами керамика, сходная с хазарской, и кости животных. Абсолютная отметка слоя, откуда брался выкид - минус 29,6 м. Поскольку поселение располагалось на ровной местности, то, при наличии ветровых нагонов высотой до 2 м, надо считать уровень Каспийского моря во время жизни этого поселения равным минус 32 м, что соответствует VI в.

Итак, большая часть средневековой Хазарии до сих пор находится под водой, а меньшая была затоплена во время трансгрессии Х1Ц-Х1У вв. Только наличие бэровских бугров помогло найти материальные памятники культуры "прикаспийских Нидерландов".

Неоднократно предполагалось, что походы монголов в XIII веке были вызваны нехваткой пастбищных угодий. Это ставилось в связь с предполагаемым прогрессивным усыханием Центральной Азии (см. К. К. Марков, 1961). Против этой концепции выступил Л. С. Берг (1947), и в целом он был прав, так как начало XIII века является кульминационной точкой увлажнения Центральной Азии. Как указал еще Г. Е. Грумм-Гржимайло (1926, 1933), характер походов Чингиз-хана и его преемников не имел ничего общего со стихийным выселением из засушливых районов, которые мы описывали выше для эпохи III и X веков. Здесь мы видели организованные походы немногочисленных, но великолепно обученных войсковых соединений. Монгольские ханы XIII века решали внешнеполитические задачи военным путем, и именно изобилие скота и людей давало им средства для решения этих задач. Количество монголов, выселившихся в завоеванные земли, было ничтожно. Например, хан Батый из общего числа войск в 200 000 человек имел монголов только 4 000. В Восточном Иране для занятия ключевой позиции между Бал-хом и Гератом была послана 1 000, потомки которых до сих пор носят название хезарейцы от персидского слова хезар, что значит тысяча. Военные поселения в южном Китае были также численно ничтожны (В. С. Стариков, 1961). Подавляющее большинство монгольских воинов вернулось на свою родину. Это доказывает, что усыхание степей не имело никакого отношения к войнам XIII века.



Колоссальный подъем уровня Каспийского моря в конце XIII века был связан с перемещением зоны максимального увлажнения с Тянь-Шаня на Среднюю Волгу. Оптимальные климатические условия в аридной зоне должны были смениться на пессимальные. Действительно, к началу XIV века монгольское кочевое хозяйство переживает острый кризис. Военные возможности монгольских ханов династии Юань резко сокращаются. К 70-м годам XIV века китайцы сбрасывают монгольское иго и у монгольских ханов не оказывается ни сил, ни средств для сопротивления. Наши соображения подтверждают исследования И. Е. Бучинского (1954, стр. 82, 83), который отмечает на территории тогдашней России с XIV века учащающиеся грозы, дожди, наводнения и прочие явления, связанные с усилением циклонической деятельности.

Близкая отметка установлена по положению башни шаха Аббаса, пристроенной к дербентской стене в 1587 г., когда уровень моря понизился. По этому поводу Б. А. Аполлов (1951, стр. 138) пишет: "В то время шедший однажды с севера караван остановился у стены на ночлег, чтобы утром, когда откроют ворота, идти дальше через город. Однако утром привратники убедились, что каравана нет, верблюды обошли стену в воде. После этого Аббас I приказал соорудить в море, там, где глубины достаточно, чтобы их не могли пройти верблюды, большую башню и соединить ее с берегом стеной".

Остатки этой башни обнаружены нами на современном урезе воды на отметке минус 28 м в виде стены, перпендикулярной основной дербентской стене. Цоколь ее состоит из больших тесаных камней, уложенных непосредственно на скальном дне моря, на отметке минус 28,5 м. Очевидно, башня шаха Аббаса была надстроена на кладке сасанидского времени. Поэтому уровень моря в период надстройки башни может быть принят не выше современного. Сам Б. А. Аполлов принял за остатки башни большой развал дербентской стены на абсолютной отметке минус 31,2 л (Б. А. Аполлов, 1951, стр. 138). При обследовании этого места в аквалангах мы убедились по характеру кладки, что это не башня XVI века, а развал стены VI века. Итак, для 1587 г. абсолютная отметка уровня Каспийского моря около минус 28.0 м.

Очевидно, за истекшие со времени путешествия А.Дженкинсона 30 лет море поднялось на 1 м и продолжало подниматься дальше, так как в 1623 г. московский купец Федор Афанасьевич Котов писал: "Сказывают того города o(Дербента) море взяло башен с тридцать, а теперь башня в воде велика и крепка" (Б. А. Аполлов, 1951, стр. 138). Эти данные указывают на эпизодичность понижения Каспия в XVI веке и, следовательно, обратного смещения пути циклонов к югу, в бассейн Волги.

В эту эпоху только из-за недостатка воды были покинуты такие крупные города, как Харо-Хото и целый ряд оазисов Восточного Туркестана (Г. Е. Грумм-Гржимайло, 1933). Богатые охотничьи угодья на склонах Монгольского Алтая превратились в безлюдные пустыни, казахские озера в низовьях рек Сары-Су и Чу высохли, а стада кочевников в Монголии и Джунгарии сократились.



В свете результатов проведенных нами археологических исследований в низовьях Волги представляет особый интерес новейшая геологическая история жизни Каспийского моря. В послехвалынекое время новокаспийская морская равнина, примыкающая с востока и с запада к дельте реки Волги, служит тем основанием, на которое ложатся современные отложения Волги. К северу от дельты, вверх по течению реки, дельтовые протоки врезаются в новокаспийские морские осадки, так же как они врезаются еще выше по течению в более древние верхне- и нижнехвалынские отложения.

Хронологические данные разреза пойменных отложений позволяют сопоставить современный пойменный аллювий слоя первого с современной береговой линией Каспийского моря. В основании этого слоя обнаружена керамика ХIII-ХIV вв., следовательно, этот слой образовался за последние 500-600 лет.

Слой второй перекрывает отложения слоя третьего и содержит значительно больше гумуса. Поэтому мы сопоставляем его с наиболее высоким уровнем Каспийского моря, который достигал абсолютной отметки минус 19 л. На этих отметках прослеживается на северном побережье Каспийского моря береговая линия, ниже которой отсутствует тюркская керамика VII-XI вв. Морские отложения этой трансгрессии налегают на курганы на протоке Бушма.

Слои третий и четвертый приведенного выше разреза относятся нами к периоду низкого стояния Каспия, т.е. ко времени расцвета Хазарского каганата. Эти слои сопоставляются с уровнем Каспийского моря минус 32 м.

Слои пятый и шестой нами относятся к периоду, отличающемуся от предшествовавшего времени низкого стояния уровня Каспийского моря более высоким уровнем, и сопоставляются со слабо выраженной береговой линией моря, расположенной на отметке минус 25 м. Этот период, очевидно, следует датировать доисторическим временем.

Исторические сведения и археологические находки позволяют внести в четвертичную геологию абсолютные датировки, недостижимые никакими другими методами. Это безусловно имеет значение для изучения вопросов неотектоники и скоростей современных геологических процессов.



Раскрытие исторических и физико-географических законов и их взаимосвязей позволяет, с одной стороны, по-новому рассмотреть многие исторические события, и, с другой - установить степень влияния на эти события географической среды. Примененный нами метод исторических исследований в сочетании с методом пространственного географического анализа природных условий, раскрытие взаимосвязей этих двух естественноисторических комплексов позволили рассмотреть развитие кочевых народов Евразии на фоне естественной природной обстановки и различить политический характер исторических событий от событий, связанных с изменениями физико-географических условий.

Рассмотрение исторических фактов в указанном аспекте показывает, что географическая среда, определяющая естественную обстановку, играла колоссальную роль в ходе исторического развития народов лесостепной зоны Евразийского континента и иногда являлась решающим фактором в судьбе могущественных государств. Иной раз таланты и могущество правителей не могли спасти от гибели их народы, а в других случаях заурядные ханы оказывались в силах поддержать могущество своих орд. Конечно, таланты и мужество вождей при прочих равных условиях имели большое значение, но судьбы народов лесостепной зоны Евразии решали дожди и зеленая трава.

Похожие:

История и культура Мангистау iconПрограмма дисциплины история и культура
Программа дисциплины «История и культура Германии». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 13 с
История и культура Мангистау iconПрограмма курса история и культура стран изучаемых языков
Программа курса «История и культура стран изучаемых языков. Великобритания, сша». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 11 с
История и культура Мангистау iconIii всероссийская межвузовская студенческая конференция «история и культура монгольских народов»
Алпатова Анастасия (мгимо). Демократическая Монголия и международные организации: история и перспективы сотрудничества
История и культура Мангистау iconИстория России. 7 класс. Культура России середины – второй половины XVIII века. Образование и наука
История России и её ближайших соседей. Ч от дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М.: Аванта +, 1997
История и культура Мангистау iconІ. культура: поняття, теорії, підходи
Ренесансу, культура Бароко та ін Нарешті, по-четверте, слово "культура" вживається як абстрактна, узагальнююча назва для різноманітних...
История и культура Мангистау iconЛитература, математика, физика, информатика, география, история, биология, физическая культура
Программа Министерства образования РФ под ред. В. А. Кальней. «Сельский дом и семья». В. Д. Симоненко5 -11 кл
История и культура Мангистау iconТезисы лекций по дисциплине «История мировой культуры»
В античном мире культура отождествлялась с пайдейей – образованностью. Платон считал пайдейю руководством к изменению всего существа...
История и культура Мангистау iconПлан-конспекта урока Культура Древней Руси
Базовый учебник: История России с древнейших времен до XVI века» 6 класс, Данилов А. А., Косулина Л. Г. Издательство «Просвещение»,...
История и культура Мангистау icon1 Проблема праісторії та витоків української культури
Ця культура характеризується цілісністю й самобутністю. На її основі виникла культура Київської Русі
История и культура Мангистау iconСудьба капитана Кидда и его приза «Кедах мерчент» // Культура моря культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции
«Кедах мерчент» // Культура моря – культура человечества в диалоге цивилизаций. Сб материалов научной конференции, посвященной 25-летию...
Разместите кнопку на своём сайте:
kaz2.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©kaz2.docdat.com 2013
обратиться к администрации
kaz2.docdat.com
Главная страница