Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах




Скачать 296.61 Kb.
НазваниеРеферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах
страница1/3
Кочетова Ю В
Дата конвертации11.09.2013
Размер296.61 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3

Министерство образования Российской Федерации


Ульяновский Государственный Технический Университет


Кафедра «Теоретическая и прикладная лингвистика»


РЕФЕРАТ



На тему: Семиотика цвета в различных культурах


Выполнила: студентка гр. Лд 51


Кочетова Ю.В.

Проверила: Арзамасцева И.В.


Ульяновск,2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………3


1.Символика цвета………………………………………………………4

2.Цвет в геральдике……………………………………………………..5

3.Внушающая сила цвета……………………………………………….6

4.Азбука цвета…………………………………………………………...7

5. Метафизика и теология цвета………………………………………12

5.1.Феноменология……………………………………………………13

5.2. Семиотика………………………………………………………...17

5.3. Семантика…………………………………………………………20

5.4. Прагматика………………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………..22

Список Используемой литературы…………………………………...23


ВВЕДЕНИЕ

С древнейших времен была замечена тесная связь цвета с психикой, способность его воздействовать на эмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят бесчисленные археологические и этнографические данные о ритуальной и военной раскраске древних и примитивных народов; об этом свидетельствуют также мифология и фольклор всего мира.

Цвета воздействуют на всех людей по-разному в зависимости от социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет. Но никак нельзя говорить о ясно выраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, потому что обе причины обусловливаются социальной принадлежностью и индивидуальными особенностями каждого человека. Поэтому вопрос эмоционального воздействия цвета на человека является чрезвычайно сложным.

В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда и любовь человека к красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим глаз.

Цвета и цветовые сочетания по-разному воздействуют на человека: теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) – энергичные, возбуждающие; холодные (фиолетовый, синий, голубой или нейтральный зеленый) – сдержанные, успокаивающие. Цвет вызывает у человека различные чувства: сильное возбуждение, покой, равнодушие, ощущение холода или тепла, что воздействует на физиологию и психику.

Возможно, из-за эмоционального воздействия цвета человек наделил его определенным символическим значением.

С давних времен у того или иного народа начала складываться определенная гамма любимых цветов. Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев и спокойные бело-голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем большая тяга людей к открытым ярким цветовым сочетаниям.

От окружающей природы, темперамента народа, обычаев и традиций, эстетических норм и религиозных воззрений зависело распространение того или иного цвета в костюме и предметах быта, в произведениях искусства.


СИМВОЛИКА ЦВЕТА.

Во все времена люди придавали большое значение цветовой гамме при выборе одежды или оформлении интерьера. Маги изучали возможности использования цветов во благо или во вред человеку, зная, что одни цвета успокаивают, другие - будоражат. А физиологи установили, что, например, синий и зеленый цвет вызывают усиленное образование серотонина в крови - вещества, которое снимает стресс, благотворно влияя на нервную систему. А под воздействием красного цвета вырабатывается адреналин, активизирующий сердечную деятельность и возбуждающий человека. Цвета символизируют те или иные понятия.
С давних пор у разных народов особой популярностью пользовался красный цвет. Во многих языках одно и тоже слово обозначает красный цвет и вообще все красивое и прекрасное. У полинезийцев "красный" является синонимом слова "возлюбленная" В Китае об искреннем открытом человеке говорят "красное сердце". Красный цвет стал основным геральдическим цветом.

На знаменах он символизирует бунт, революцию и независимость. У многих племен Африки, Америки и Австралии воины раскрашивают тело и лицо красной краской. А карфагенцы и спартанцы во время войны носили красную одежду. Этому цвету приписываются целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. Китайцы привязывали детям красные лоскутки к кистям рук, считая, что это лучшее средство от злых духов. Белый цвет символизирует чистоту, невинность и добродетель. А в христианской традиции он означает родство с божественным светом. В литовском языке "белые люди" - это честные люди, в венгерском языке "белым народом" называют женщин. На Руси во время первого сева надевали чистую белую рубаху и клали в семена освещенное на Пасху яйцо или его скорлупу, что бы зерно было такое же чистое и белое. Однако белый цвет может иметь и противоположное значение ассоциируясь с пустотой , бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном счете со смертью. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду, накрывая белым саваном. А на Востоке белый цвет считается траурным. В белом одеянии приходят клюдям призраки и приведения. Поляки называют смерть - "белая". Причем, " жениться на белой" означает умереть. Интересно, что помешательство, вызванное чрезмерным употреблением алкоголя, носит название " белой горячки". Черный цвет - цвет несчастья горя и траура. Он же является эмблемой всего тайного и неизведанного. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. Вспомним "черного человека" навестившего Есенина и Моцарта. Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной. И нередко черный цвет символизирует сокровенное и страстное желание. Так у арабов, выражение "чернота глаз" означает возлюбленную, а "чернота сердца" - любовь. Черное женское белье популярно во всем мире. И следует отметить, что как бы не относились к черному цвету в одежде в прошлом, в 20-ом веке этот цвет стал символом утонченности и элегантности. Желтый цвет - цвет золота и осенней поры. Психологи считают, что желтая гамма в природе производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Но оформленная в желтых тонах жилая комната будет беспокоить, возбуждать воображение и, в конечном счете, подавляюще действовать на психику. Этот цвет служит отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят только желтую одежду. С другой стороны желтый цвет - символ болезни и смерти. В Европе желтый флаг означал карантин, а желтый крест - чуму. Обычно желтый считается цветом ревности и измены. На Тибете ревность буквально называют - "желтый глаз". Вспомним, что в выражениях "желтый билет", "желтая пресса" и "желтый дом" этот цвет также имеет негативный оттенок. Синий - цвет моря и неба. У многих народов он символизирует вечность, а в христианской культуре - непостижимые тайны божественной истины. Но в Египте синий цвет считают траурным. Французы же называют ужас "синим страхом". Цвет травы и листьев - зеленый. Это цвет юности, веселья и надежды. Психотерапевтам хорошо известно его успокаивающее действие. А у магов зеленый цвет считается духовным и целительным.


ЦВЕТ В ГЕРАЛЬДИКЕ

Следует заметить отличие символики цвета от его геральдического значения . Оно, по В.В. Похлебкину, состоит в том, что символика цвета тесно связана с национальными, политическими, религиозными и другими особенностями, тогда как цвета в геральдике строго канонизированы и имеют точную трактовку, однозначную во всем мире

МЕТАЛЛЫ

Золото (Or) - верховенство, величие, уважение, великолепие,

справедливость, великодушие, богатство (по Лакиеру еще верность, чистота и постоянство, что весьма странно, ведь это значения трех других цветов - лазури, серебра и черни)

Серебро (Argent) - Чистота, невинность, мудрость(?), радость (в смысле безмятежное состояние души)

ФИНИФТИ (тинктуры, эмали)

Червлень (Gules) [Красный] - право, страсть, сила, мужество,

неустрашимость, любовь, храбрость

Лазурь (Azure) [Синий] - верность, искренность, ясность, честь, красота, мягкость, величие

Зелень (Vert) [Зеленый] - свобода, радость (в смысле ликование), надежда, изобилие

Чернь (Sable) [Черный] - постоянство, благоразумие, скромность, печаль, смирение, смерть, траур, мир (в смысле покой)

Пурпур (Purpure) [Пурпурный] - высокорожденность, достоинство, величие, верховенство, сила, власть, могущество

В уже сформировавшейся древней геральдике применялась еще группа мехов: горностаевый и беличий. Теперь меха редко можно встретить (хотя, можно: взять герб достаточно древнего российского рода или даже герб Кембриджского университета.

А вот натуральный цвет вполне употребим в российской земельной геральдике (например, оленя от лося порой можно отличить лишь по цвету : как правило натуральный - лось), хотя полного международного признания, как и значения , не получил. На репродукциях он изображается латинской буквой "Н" или заштриховыванием левого верхнего угла фигуры.

ВНУШАЮЩАЯ СИЛА ЦВЕТА

Внутри отдельных основных цветов - красного, синего, зеленого и желтого - с помощью варьирования яркости и насыщенности, а так же благодаря подмешиванию соответствующей краски можно вызвать любое психическое воздействие. Кроме этого, основные цвета, по утверждению М. Люшера (М. Люшер «Четырехцветный человек или путь к внутреннему равновесию»), символизируют основные психологические потребности. Он установил связи между предпочтением цвета и индивидуальными психологическими особенностями человека и создал цветовой тест, который используется во многих странах психологами и имиджмейкерами. Чтобы определить духовно-физическую конституцию человека, необходимо лишь предложить ему цветовой тест и спросить: «Какой цвет нравится Вам, и какой цвет Вы находите несимпатичным?».
Психологию цвета используют во всех областях цветового оформления: художники, чтобы достичь наибольшей выразительности образов, дизайнеры костюма и интерьера, и, конечно же, создатели рекламы, чтобы привлечь покупателя. Оформление упаковки товара, реклама, слоган - все это рассчитано на потенциального покупателя. И чтобы быть эффективной, реклама должна учитывать эмоциональную характеристику данного слоя населения, чтобы в полной мере отвечать его потребностям. К примеру, для дошкольников и низших слоев населения - это будут фиолетовый и желтый (внушаемость и готовность к возбуждениям).
Однако в цветовом решении необходимо найти компромисс между эмоциональным характером, который должен выражать цвет, и колоритом, который наиболее полно передавал бы своеобразие продукта. Результаты исследований потребительского рынка - конфиденциальны, но социологическая истина состоит в том, что покупатели избирают свою марку в большинстве случаев не на основании вкусового ощущения, а на основании привлекательности той или иной рекламы или упаковки.

АЗБУКА ЦВЕТА

Далее предлагается поэкспериментировать с цветом, не забавы ради, а с целью сугубо прагматичной. Следует выяснить, какое настроение создают основные цвета и их оттенки, какие наиболее стойкие ассоциации они вызывают у людей?
Красный цвет символизирует потребность действовать и достигать успеха. Он является выражением жизненной силы и уверенности в себе и действует на каждого человека, независимо от его возраста и культуры, возбуждающе, стимулирующе. В африканских любовных письмах, которые состоят из нитки разноцветного жемчуга, красные бусинки обозначают: «Я люблю тебя страстно. Я испытываю к тебе сильное влечение» Эротизирующее освещение для танго, конечно же, красное. Художник Арнольд Беклин неделями пытался изобразить страстно пылающий оранжево-красный цвет, чтобы нарисовать из него шаль, на которой сидит обольстительная Калипсо.
Научная психология установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: «Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений» По этой причине красные фонари во всем мире показывают путь туда, где предлагается сексуальное возбуждение.

Белизна розового цвета освобождает энергичную силу красного от целенаправленной энергии, так как белый цвет означает свободу. Розовый - это свободная ни к чему не обязывающая возбудимость, и в этом его соблазнительная привлекательность. «Красный - это любовь, красный это кровь, красный - это дьявол в ярости» - гласит детское стихотворение. Возбуждающее действие красного цвета может проявиться как в любви, так и в ярости. Любовь - приятное возбуждение, ярость - неприятное. Если кто-либо «загорается» яростью, то про него говорят: «Он видит красное». Человек в таком состоянии совершенно не выносит раздражающий красный цвет, и воспринимает его не как собственную силу, а как возможную угрозу. Конечно, человек испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, которое вызывает этот цвет в его чувствах. Иными словами, не существует «полезных» и «вредных» цветов. Важно лишь состояние человека, на которое накладывается восприятие того или иного цвета.
Раздражающее действие красного используется для указания на опасность во всем мире. Это красный цвет светофора, противопожарного оборудования и других предметов, связанных с опасностью.
Если красный - это раздражение и борьба, то коричнево-красный означает спокойствие и перемирие. Коричнево-красный успокаивает. При повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение.
Красный цвет можно охарактеризовать так же словами «роскошный» и «великолепный». Вспомним красные одеяния королей и кардиналов.
Состояние полноты жизненной силы и энергии рождает чувство уверенности в себе, готовность к усилиям - это красные свойства в человеке. Красное - это полное энергии проникновение и преобразование (цвет русской революции).
Красный цвет символически соответствует античному элементу «огонь», мужскому началу, холерическому темпераменту, а по времени - современности.

Синий. Если в красном есть нечто деятельное, то в синем - нечто мыслящее. Синий обещает большую глубину и значительность в противоположность поверхностному расширению красного. Синий цвет – как и каждый из четырех основных цветов – является цветовым выражением одной из основных биологических потребностей: физиологически – покоя, психологически – удовлетворения, потребность в удовлетворении и привязанности.
Многие люди, склонные к возбуждению и легко раздражающиеся предпочитают темно-синий цвет. Они ищут покоя разрядки и отдыха. Темно-синий предпочитают и те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Посмотрите, как-нибудь внимательно на голубое полотно и определите, какое настроение оно вызывает? Можно почувствовать, как на тебя нисходит состояние полного расслабления и умиротворения. Светло-синий – это “очаровательное ничто”, о котором говорит Гете. Лучший цвет для кабинета – светло-голубой.
Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, как страх перед покоем, лишен удовлетворяющего единения, которого ему не достает. Синий в этом случае навевает смертельную скуку, олицетворяя сковывающий покой. В результате возникает тревожное и напряженное беспокойство, суетливость и поиски возбуждения с тем, чтобы избежать подстерегающей тоски или депрессии. Это выражается в компенсаторном предпочтении красного.
В. Кандинский писал: “Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому, и, наконец, к сверхчувственному…. Склоняясь к черному, он приобретает примесь нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца”. В традиционных восточных практиках для медитации предпочитают синий. Он выражает вечность, а поэтому традиции.
Синий цвет выражает единение, преданность и доверие, любовь и самопожертвование – отсюда синее одеяние богоматери Марии. В народе говорят: “Синий цвет – верность”.
Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу. Чувственное восприятие – нежность, а его орган – кожа. Человек синего цвета находиться в уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя на своем месте, в тесной связи с окружающим и в безопасности.

Фиолетовый.
Между противоположными - красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый; гармония противоречий. Синий – мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном.
Последняя цель красного, импульса к переживанию и завоеванию - успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Оба пути ведут к единению и слиянию в виде любви. Красный путь – мужской, патриархальный. Синий путь – женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в мистический союз.
Красно-синий – это внутреннее возбуждение, душевное вдохновение, т.е. сердечность и задушевность. Красно-синий – любимый цвет Шагала, картины которого часто затрагивают тему задушевности в образах молодоженов.
Волшебное, магическое, способное уничтожить противоположность между действительностью и желанием – это фиолетовый цвет.
Фиолетовый выявляет в человеке тенденцию к безответственности и ухода от реальной действительности, а чувственное отождествление часто стоит на ступени инфантильности и оценивается как внушаемость. Неудивительно, что 75% детей до наступления половой зрелости, а так же беременные женщины предпочитают фиолетовый цвет. Но, чем выше и рациональнее культура, тем менее присуща человеку способность к счастливому слиянию, и тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет.
Всевозможные оттенки фиолетового цвета - от светлых, резких с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику - имеют один и тот же смысл: чувственное отождествление и способность к интуитивному постижению мира. В таком состоянии находятся будущая мать, эстет, эрот и человек, верящий в таинственное, божественное.

  1   2   3

Похожие:

Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах iconКомплекс разработан на кафедре экономических дисциплин. Авторы комплекса
Дать представление о многообразии и особенностях реализации функций управления в деловых культурах различных стран и их влиянии на...
Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах icon1. лингвистическое знание в культурах древнего и средневекового востока
Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока (3-е 1-е тыс до н э.)
Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах iconИз кн. «Индийский танец. Искусство преображения»
Танцуют все народы мира. Некоторые ритуальные, церемониальные, народные танцы в самых различных культурах (например, чукотской, корейской,...
Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах iconМифопоэтика женских образов в творчестве а. Блока и м. Богдановича
«окутывало» его, будучи источником мудрости. Как отмечает С. С. Аверинцев, «по устойчивой схеме мифа, имеющей широкое распространение...
Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах iconБековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему: Получение пигментов и красителей и изготовление на их основе различных сортов краски
Получение пигментов и красителей и изготовление на их основе различных сортов краски
Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах icon-
Это хуй знает что из белого цвета резины залитого расплавом пиздецкого жира оранжевого цвета, который перестав быть невыносимо обжигающе...
Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах iconРеферат по географии на тему
Морским рубежом Бразилии является Атлантический океан. А крупными портами являются: Рио-де-Жанейро, Сантус, Итаки, Тубуран
Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах iconРеферат на тему: "Авторское право"
Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных...
Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах iconРеферат по дисциплине «Информационные технологии» на тему «Влияние компьютера на младшего школьника»
В конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) говорится о праве детей на культурное развитие, получение образования и информации
Реферат На тему: Семиотика цвета в различных культурах iconТип ткани: Велюры (антикоготь) Ажур (Ajur Art Melange)
Цветовой оттенок, внешний вид тканей, цвета тканей в разных рулонах могут отличаться от указанных виртуальных образцов. Для уточнения...
Разместите кнопку на своём сайте:
kaz2.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©kaz2.docdat.com 2013
обратиться к администрации
kaz2.docdat.com
Главная страница