Урок литературы и мхк




Скачать 251.88 Kb.
НазваниеУрок литературы и мхк
страница1/2
Дата конвертации14.09.2013
Размер251.88 Kb.
ТипУрок
  1   2
Урок литературы и МХК.

Тема «Мир дворянской усадьбы»


Продолжительность: 2 урока.

Тема 1-ого урока: Мир дворянской усадьбы в художественной литературе.

Тема 2-ого урока: Обустройство русской дворянской усадьбы.

Класс: 10 класс (гуманитарный).

Тип урока: 1-ый урок: урок обобщения и систематизации знаний; 2-ой урок: изучение нового учебного материала на основе интеграции знаний по МХК и литературе.

Цель урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на целостное рассмотрение русской дворянской усадьбы: её жизни и быта, гармонии природы и архитектуры, взаимоотношений человека и пространства, определение её значимости для русской культуры XVIII-нач.XX века; организовать их деятельность по описанию и анализу внутреннего мира литературного героя через описание усадьбы.

  Задачи урока:

- обучающие:

1) интегрировать знания учащихся из области истории, литературы, культуры, дизайна, географии; дать представление о духе и принципах строительства дворянских усадеб в России; рассказать об истории появления усадеб на Руси;

2) познакомить учащихся с архитектурным обликом и внутренним убранством дворянской усадьбы, парковой культурой, укладом жизни в "дворянских гнёздах”;

3) определить вместе с учащимися роль и место дворянской усадьбы в истории и культуре России;

4) сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русской усадьбы как отражению отечественной истории;

5) формировать у учащихся умение определять и анализировать внутренний мир героя литературного произведения через усадебное описание;

6) развивать навыки исследовательской деятельности: наблюдение, сбор информации, её анализ, структурирование и обобщение, интеграция знаний из различных областей, формулировка выводов, выбор способов и форм подачи материала;

  1. определить сущность понятий: усадьба, имение, поместье;

  2. развивать у учащихся навык работы с художественным текстом;

  3. обогатить лексический запас учащихся архитектурными терминами эпох развития дворянской усадьбы: флигель, английский и французский (регулярный) парки, беседка и др.

- воспитательные:

1) помочь школьникам увидеть красоту усадебного мира России XVIII—XX вв., своеобразие усадебного быта, тесно связанного с природой, земледелием, родовыми обычаями, и отображение этого мира в произведениях живописи, графики, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, литературы, поэзии, музыки;

2) сформировать у учащихся определённую гражданскую позицию по отношению к усадебному наследию России;

3) формировать мировоззрение школьников о глубокой связи между человеком, его внутренним миром, и средой, которая его окружает;

4) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся;

5) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе;

- развивающие:

1) развивать зрительное восприятие учащимися эстетического облика русской дворянской усадьбы как достояния национальной художественной культуры;

  1. развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение;

3) развивать образное мышление, память, речь, внимание.

Методы обучения: исследовательский, индуктивный, исполнение, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор,

- презентация,

- музыкальное сопровождение (клавесинная музыка, звуки природы, романс В. Агафонова «Белой акации гроздья душистые», романс Е. Камбуровой «Дождик осенний»),

- художественные тексты,

- видеоролики, связанные с тем или иным объектом усадебной жизни (отрывок из х/ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский», «Померанцевая оранжерея в Кузьминках»).

Ход 1 -ого урока:

1 этап урока: Организационный момент.

Учитель (под музыку клавесина, Слайд № 1): Для многих писателей и поэтов русская усадьба наполнена особым ароматом поэзии, творчества. Этот уединённый, подчас замкнутый мир стал для них приютом вдохновения.

(Слайд № 2): Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенку с варенья; жирные, обжорливые моськи, ворчащие от сахара и злости; девки-арапки, отгоняющие мух от спящей барыни; Митька — казачок, таскающий длинные чубуки для раскуривания гостям; мухи, летающие, жужжащие, назойливые, кусающие, скучные, противные мухи; мухи, засиживающие окна и стены, и книги, и всё; петухи, кричащие на задворках; мычащие коровы; блеющие овцы; бранящиеся помещики; бабушки в чепцах; никому не нужные, штопающие чулки, старые лакеи; босоногие девки, сенные девушки; крепостные актрисы, живописцы, форейторы, музыканты, борзые псы, художники, карлики, крепостные астрономы. Внутри, в комнатах — чинные, комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки...” (Врангель Н. И. Дворянские усадьбы России. - М.: «Экспо», 2009).

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами присутствуем на не совсем обычном уроке. Этот урок – кульминационная ступень в нашем разговоре о дворянских усадьбах, который начался ещё в 1 четверти на основе изучений произведений И. С. Тургенева и И. А. Гончарова и, который продолжится разговором о конкретных восстановленных усадьбах Москвы и Подмосковья и разговором об усадебной жизни в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина.

Учитель обозначает тему и цель урока (Слайды № 3).

Сегодняшний урок носит характер интегрированного, так как нам с вами понадобятся не только литературные, но и общекультурные знания. Именно поэтому наше занятие будет длиться 2 урока. На первом уроке нам предстоит проникнуться усадебной атмосферой с помощью литературных текстов, а на втором - поговорим об обустройстве усадебного быта.


2 этап урока: Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: На протяжении 1-ой и 2-ой учебных четвертей, когда изучалось творчество И. С. Тургенева и И. А. Гончарова, мы с вами работали над описанием усадеб героев из романов «Рудин», «Отцы и дети», «Обломов», «Обрыв», выписывали в тетрадь и анализировали отрывки описания усадеб героев и их функции в художественном тексте. Теперь пришло время определить, какому автору и произведению принадлежит то или иное описание усадьбы. В ходе выполнения этого задания обращайте внимание на ключевые слова текста. Именно они помогут вам определиться с автором и произведением, в котором приводится описание усадьбы.

Учитель (Слайд № 4): «Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце ещё не высоко. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи – отовсюду побежали далеко длинные тени. В саду и на дворе оказались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну».

Учащиеся: И. А. Гончаров «Обломов», Обломовка.

Учитель (Слайд № 5): «Какой эдем распахнулся ему в этом уголке!... С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой – широкие поля…Дом был весь окружён этими видами, этим воздухом и садом. Сад обширный около обоих домов, содержащийся в порядке, с тёмными аллеями, беседкой и скамьями. Чем дальше от домов, тем сад был запущеннее. Подле огромного развесистого вяза толпились вишни и яблони, там шла аллея лип, и всё уходило в лес. И вдруг всё кончалось обрывом… Подле сада лежали огороды. Перед окнами маленького домика пестрел на солнце большой цветник. Один только старый дом стоял в глубине двора как бельмо в глазу, мрачный, почти всегда в тени…».

Учащиеся: И. А. Гончаров «Обрыв», усадьба Татьяны Марковны Бережковой.

Учитель (Слайд № 6): «Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco {фреской (франц.).} над главным входом, представлявшею "Воскресение Христово" в "итальянском" вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду».

Учащиеся: И. С. Тургенев «Отцы и дети», усадьба Одинцовой.

Учитель (Слайд № 7): «Осмотрев дом, Лаврецкий вышел в сад и остался им доволен. Он весь зарос бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной; но в нем было много тени, много старых лип, которые поражали своею громадностью и странным расположением сучьев; они были слишком тесно посажены и когда-то - лет сто тому назад - стрижены. Сад оканчивался небольшим светлым прудом с каймой из высокого красноватого тростника. Следы человеческой жизни глохнут очень скоро: усадьба Глафиры Петровны не успела одичать, но уже казалась погруженной в ту тихую дрему, которой дремлет все на земле, где только нет людской, беспокойной заразы.

В течение двух недель Федор Иваныч привел домик Глафиры Петровны в порядок, расчистил двор, сад; из Лавриков привезли ему удобную мебель, из города вино, книги, журналы; на конюшне появились лошади; словом, Федор Иваныч обзавелся всем нужным и начал жить - не то помещиком, не то отшельником. Дни его проходили однообразно; но он не скучал, хотя никого не видел; он прилежно и внимательно занимался хозяйством, ездил верхом по окрестностям, читал. Впрочем, он читал мало: ему приятнее было слушать рассказы старика Антона. Обыкновенно Лаврецкий садился с трубкой табаку и чашкой холодного чаю к окну».

Учащиеся: И. С. Тургенев «Дворянское гнездо», усадьба Лаврецкого.

Учитель (Слайды № 8, 9): А вот перед вами ещё одно, должно быть, знакомое описание дворянского дома. Из какого произведения взят этот отрывок и какому герою принадлежит описываемая усадьба

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали сёлы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный запущённый сад,

Приют задумчивых дриад

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен,

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные* обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пёстрых изразцах.

Учащиеся: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», усадьба дяди Онегина.

Учитель: Что такое штофные обои?

Учащиеся: Штофные – это тканевые обои.

Учитель: Следующее описание одной из усадеб, с которой вы, ребята, познакомитесь в 11 классе (Слайд № 10-11).

«Склад средней дворянской жизни… - домовитость, сельское старосветское благополучие. Усадьба – небольшая, но вся старая, прочная, окружённая столетними берёзками и лозинами (ивовый кустарник). Надворных построек – невысоких, но домовитых – множество, и все они точно слиты из тёмных дубовых брёвен под соломенными крышами… Сад у тётки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, - ветви лип обнимали его, - был невелик и приземист…

Передний фасад дома представлялся мне всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стёклами. А по бокам этих глаз… были два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби… И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!» (И. А. Бунин «Антоновские яблоки»).

Учитель: Здесь всё обращено в прошлое, которое кажется обитателям прекрасным, - старые книги, семейные архивы, картины и портреты. Но и настоящее усадеб в это время ещё не столь печальное, сколь поэтичное, светлое. Ребята, что общего и в чём различие описания усадеб у классиков русской литературы?

Ученики: Каждая усадебное описание – это отражение мира героя, который в ней живёт, поэтому архитектура, обустройство хозяйства различно, но общий дух созерцания, гармонии, домовитости, уважения к памяти прошлых поколений – общий.

Учитель (Слайд № 12): Правильно. В продолжение впечатлений классиков я тоже хочу поделиться о своей первой встрече с усадьбой. Когда я была маленькой, мои родители купили дачу близ деревни Щербинино в Тверской губернии (Слайд № 13). Недалеко от нашего дома находились настоящие «графские развалины». В еле теплящемся барском доме, точнее в том, что от него осталось, была библиотека. И мы с местным дачным «сообществом» мальчишек и девчонок с замиранием сердца поднимались по скрипучим лестницам этого дома, оглядывая пустые гулкие комнаты. Сколько легенд, страшных историй было сказано по поводу этого дома. Рядом с ним находилась церковь, но в ней в советские времена была организована зерносушилка. Потом, в перестроечные времена, библиотеку закрыли, так как закрыли рядом находящуюся сельскую школу, а останки барского дома и вовсе снесли. Прекратила свою работу и зерносушилка. И сейчас церковь уже многие годы восстанавливают. Но красота места, где всё это было, осталась. Дом господ Щербининых находился на возвышении, а вниз уходила липовая аллея и аллея акаций. Первая вела к каскаду из трёх прудов, в одном из них мы раньше купались, сейчас там рыболовное хозяйство, а остальные заросли камышом и покрылись илом. Однако я до сих пор не могу представить ни одного начала лета без обворожительного запаха лип! Вторая аллея, аллея акаций, и сейчас ведёт к роднику, их которого мы с удовольствием берём воду, хотя на дачах проведён водопровод. Так что у меня тоже есть частичка «моей» усадьбы.

Давайте и мы с вами попробуем здесь и сейчас ощутить эффект присутствия дворянской усадьбы 19-ого века, окунуться в особую атмосферу дворянской усадебной жизни на примере известного вам романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» (Слайд № 14).

Сценка из дворянской жизни. Отрывок о пребывании в Лавриках Лаврецкого

(Под пение птиц)

Двое учащихся представляют:

«На другой день Лаврецкий встал довольно рано, потолковал со старостой, побывал на гумне, велел снять цепь с дворовой собаки, которая только полаяла немного, но даже не отошла от своей конуры, -- и, вернувшись домой, погрузился в какое-то мирное оцепенение, из которого не выходил целый день. Он сидел под окном, не шевелился и словно прислушивался к теченью тихой жизни, которая его окружала, к редким звукам деревенской глуши. Вот где-то за крапивой кто-то напевает тонким-тонким голоском; комар словно вторит ему.

«И всегда, во всякое время тиха и неспешна здесь жизнь, - думает он, - кто входит в ее круг - покоряйся: здесь незачем волноваться, нечего мутить; здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не торопясь, как пахарь борозду плугом. И какая сила кругом, какое здоровье в этой бездейственной тиши! Вот тут, под окном, коренастый лопух лезет из густой травы; над ним вытягивает заря свой сочный стебель, богородицыны слезки еще выше выкидывают свои розовые кудри; а там, дальше, в полях, лоснится рожь, и овес уже пошел в трубочку, и ширится во всю ширину свою каждый лист на каждом дереве, каждая травка на своем стебле. На женскую любовь ушли мои лучшие года, - продолжает думать Лаврецкий, - пусть же вытрезвит меня здесь скука, пусть успокоит меня, подготовит к тому, чтобы и я умел не спеша делать дело".

И он снова принимается прислушиваться к тишине, ничего не ожидая -- и в то же время как будто беспрестанно ожидая чего-то; тишина обнимает его со всех сторон, солнце катится тихо по спокойному синему небу, и облака тихо плывут по нем; кажется, они знают, куда и зачем они плывут. В то самое время в других местах на земле кипела, торопилась, грохотала жизнь; здесь та же жизнь текла неслышно, как вода по болотным травам; и до самого вечера Лаврецкий не мог оторваться от созерцания этой уходящей, утекающей жизни; скорбь о прошедшем таяла в его душе, как весенний снег, и - странное дело! - никогда не было в нем так глубоко и сильно чувство родины».

Учитель: Итак, мир русской усадьбы, неспешный, наполненный поэзией, созерцанием, мыслью, соединённой с наслаждением, очень любили русские писатели. Их герои, как правило, находили здесь покой душе, место для вдумчивого размышления. Дворянская усадьба – не просто набор определённый предметов интерьера или архитектурных и ландшафтных сооружений, это стиль жизни, пронизанный домовитостью, успокоением, гармонией с природой, памятью о прошлых поколениях, беседами с соседями, чтением книг….

Но всегда ли усадьба была такой, о которой мы с вами вели речь? Оказывается, нет. В своей истории она претерпела много изменений.

История возникновения и расцвета русской дворянской усадьбы очень древняя, красивая и поучительная.

- Назовите однокоренные слова к слову «усадьба».

- Как вы думаете, в чём будет состоять отличие понятий: усадьба, поместье, имение?

Учащиеся: высказывают предположения.

Учитель: Вы, ребята, высказали только предположения о сущности этих понятий. Сейчас же из выступления вашего одноклассника, который заранее собрал материал по этим трём понятиям и провёл его сравнительный анализ, мы узнаем точное отличие усадьбы, поместья и имения.

Учащийся: Уса́дьба в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков. Сначала говорили не «усадьба», а «усадище». Оба слова имеют древнерусские корни. И оба происходят от слова «сажать». Дело в том, что великие князья в Древней Руси наделяли своих людей землёй, «сажали» их на землю. Тем самым добиваясь некоторой оседлости и сплочённости. Это и было начало истории усадьбы. В дальнейшем дворянами называли тех, кто получал землю за службу, а не по наследству. Одним из самых активных раздатчиков земель был Петр 1 (Слайды № 15). Он охотно одаривал ими своих сподвижников. Усадебное строительство ширилось, но имело одну основную пока функцию: по мнению Петра 1, «образцовые проекты загородных дворов должны быть наипервейше – местом увеселительным для именитых и зажиточных столичных жителей». Именно такие пафосные, парадные усадьбы строились по проекту итальянского архитектора Доминико Трезини. Для таких усадеб был разработан особый придворный регламент во всём. А инициатива владельца могла стать наказуема.

Например, одна из самых известных усадеб того времени – усадьба Мазепы в селе Ивановском (Слайд № 16). Сейчас от неё осталась лишь часть конного двора. Да и сведения о строительстве этой усадьбы, начатом более 200 лет назад, очень скудны. Но по сохранившемуся плану 1790 года видно, что уже та усадьба разделялась на несколько частей. Центральную часть усадьбы занимал господский дом, чаще каменный, вокруг которого находились каменные и деревянные постройки: «Главными были палаты каменные старинного расположения… В них 6 покоев и 2 кладовых, а внизу погреба». Кроме этого здания на плане есть каменная кухня. Усадьба также имела двор со службами, баней, сараями, конюшнями и даже конный завод».

Поме́стье — разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую или государственную службу в России в конце XV—начале XVIII веков.

Имение — недвижимое имущество.

Поместье и имение – это слова-синонимы.


3 этап урока: Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, на первом уроке мы с вами попытались ощутить особую атмосферу поэзии, элегического настроения русской дворянской усадьбы. В этом нам помогли произведения художественной литературы, авторы которых, прибегая к описанию усадебной жизни, обогащали представление о герое, эпохе. Кроме того, мы с вами познакомились с этапами развития усадебного хозяйства в России. На втором уроке перейдём к более детальному рассмотрению обустройства мира усадьбы.

  1   2

Похожие:

Урок литературы и мхк iconУрок литературы в 9 классе
Тема урока : «слово о полку игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
Урок литературы и мхк iconУрок литературы в 10-м классе по теме «Любовная лирика М. Ю. Лермонтова и ее адресаты»

Урок литературы и мхк iconУрок литературы и русского языка в 9 классе
Подготовка к устному и письменному экзамену по русскому языку через работу над комплексным анализом текста
Урок литературы и мхк iconУрок литературы в 9 классе по внеклассному чтению
Цели: 1 Помочь учащимся увидеть и осмыслить гуманистическую идею произведения и её проявление в образном строе рассказа
Урок литературы и мхк iconТема урока Количество часов, дата
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка») Т
Урок литературы и мхк iconУрок литературы в 6 классе по повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»
Подвести учащихся к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг
Урок литературы и мхк iconУрок тринадцатый. Кооперация Урок четырнадцатый. Неудача Урок пятнадцатый. Терпимость Урок шестнадцатый. Золотое Правило думай и богатей мысль это рычаг Человек, который «придумал»
Урок настойчивости ценой в пять­десят центов Необыкновенная власть ребенка Все, что нужно, — это одна глубокая идея «Не­возможный»...
Урок литературы и мхк iconУрок литературы в 8 классе по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Оборудование: портрет писателя, техническое оборудование, необходимое для проведения презентации
Урок литературы и мхк iconXviii века
История русской литературы литературы XVIII в.”, задания для самостоятельной работы студентов, тематику сообщений и реферативных...
Урок литературы и мхк iconВопросы к экзамену по курсу «Основы теории литературы»
Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Лессинг о специфике литературы как искусства
Разместите кнопку на своём сайте:
kaz2.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©kaz2.docdat.com 2013
обратиться к администрации
kaz2.docdat.com
Главная страница